Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3528 «Живи в веках, моя Россия!»

Опубликовано 26.01.2018

 

Журавлёва Диана Олеговна

МБДОУ «Бежаницкий детский сад «Светлячок»

Музыкальный руководитель

 

«Живи в веках, моя Россия!»

 

 

Вид

Интегрированное

Тип

Музыкальное,  с  элементами  театрализации

Форма  проведения

Групповое

ФГОС

Интеграция  образовательных  областей

Речевое развитие

Социально - коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Тема

«Живи  в  веках,  моя  Россия!»

Цель

Развитие  чувства  патриотизма,  уважение  к  традициям  русского  народа,  формирование  нравственных  убеждений  в  музыкальной  деятельности.

Задачи

Образовательные:

ü Развивать  музыкальный  кругозор  детей,  закреплять  знания  о  народной  песне,   танце,  игре;

ü Продолжать  знакомство  с  музыкой  русских  композиторов-классиков;

ü Совершенствовать  навыки  пения с аккомпанементом и без него, закреплять   умение  звукоизвлечения  на  музыкальных  инструментах.

Развивающие:

ü Способствовать  развитию детской инициативы, памяти  и  правильной  речи  через  постановку  музыкального   спектакля.

Воспитательные:

ü Воспитывать любовь  к  большой  и  малой  Родине,  уважение  к  своему  народу,  бережное  отношение  к  национальному  наследию.

Здоровьесберегающие:

ü Обеспечить  психологическую  комфортность,  безопасность  и  рациональную  двигательную  активность  каждого  ребёнка.

Словарь

ü Архитектура

ü Богатыри

ü Иго  басурманское

ü Картинная  галерея

ü Мечи  булатные

ü Палица

Оборудование

ü Венки

ü Детские  музыкальные  инструменты

ü Змей – Горыныч (игрушка)

ü Костюм  Ворона

ü Костюмы  и  доспехи  богатырей

ü Путеводный « камень»

ü Репродукции картин русских художников

ü Рушник,  каравай

ü Слайды

ü Телевизор

ü Фольклорные  сарафаны  для  девочек

ü Фонограммы музыкальных произведений

Предварительная  работа

ü Знакомство  с  произведениями  художника  В.  Васнецова

ü Организация  выставки  «Предметы  старины  глубокой»

ü Подборка фото «Псковский край»

ü Просмотр  мультфильмов  о  богатырях

ü Разучивание  русских  народных  песен, хороводов и стихов о Родине и родном крае.

ü Рисование  по  произведениям  М.  П.  Мусорского и выставка лучших работ 

ü Чтение  книги  Н.  Вальнер  «Ольгин  град»

ü Чтение  русских  народных  сказок

 

Ход мероприятия

 

Под музыку  дети  входят  в  зал, занимают места на стульчиках.

Музыкальный руководитель.

       Здравствуйте, ребята,  я рада видеть вас снова здесь, в музыкальном зале, и наш  сегодняшний  разговор  начнётся  со  стихотворения.

Это  слово  большое-большое!

Пусть  не  бывает  на  свете  чудес,

Если  сказать  это  слово  с  душою

Глубже  морей  оно,  выше  небес

 

В  нём  умещается  ровно  полмира!

Мама  и  папа,  соседи,  друзья,

Город  родимый,  родная  квартира,

Бабушка,  садик,  котёнок  …  и  я!

 

Зайчик  солнечный  в  ладошке,

Куст  сирени  за  окошком

И  на  щёчке  -  родинка,

Это  тоже  -  Родина.

                      Т. Бокова.

 

Музыкальный руководитель.

 Вы  догадались,  о  чём  мы  будем  беседовать?

Дети.

 О  Родине.

Музыкальный руководитель.

  И  где  же  нам  с  вами  посчастливилось  родиться?

Дети.  В  России.

Музыкальный руководитель.

  Конечно,  наша  Родина  -  Россия.  Исполним  о  ней  песню.

   песня   «Моя  Россия»  сл.  Н.  Соловьёвой,  муз.  Г.  Струве

Музыкальный руководитель.

  Велика  Россия,  широки  её  просторы.  Ну  как  не  любить  соловьиные  трели,  поля  пшеничные,  реки  глубокие,  а  наши  снега  искристые?

показ  слайдов

Ребенок. 

Почему  мы  любим  Родину  -  Россию?

Потому,  что  нет  нигде  Родины  красивей,

Потому,  что  нет  нигде

Лучше  наших  пашен,

Лучше  наших  синих  рек

И  полянок  наших.

Мы  о  Родине  своей  распеваем  песни,

Потому,  что  нет  нигде  Родины  чудесней.

Музыкальный руководитель.

 Вот  так  начался  наш  с  вами  разговор,

 А  теперь  побеседуем  о  старине  седой,

О  далёких  временах  нам  не  ведомых.

Жили-были  тогда,  добры  молодцы,

Да,  раскрасавицы  красны  девицы.

А  у  них  были  добрые  матушки,

Бородатые  мудрые  батюшки.

Умели  они  пахать,  да  косить, 

Ткать,  да  шить,  

А  ещё  петь  да  хороводы  водить.

         хоровод  девочек  с  венками «Утушка, ты, моя луговая»

Музыкальный руководитель.

  Но  не  всегда  было  так  ладно,  да  складно.  Напали  на  Русь  враги  -  недруги.  Кто  же  защитит  свою  Родину?

Дети.  Богатыри.

сценка  «Три  богатыря»

Музыкальный руководитель.

Из того ли города из Мурома,

Из того села ли Корочарова

Выезжает на добром коне

Богатырь Илья Муромец.

(Роли богатырей исполняют мальчики в костюмах с доспехами)

А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет.

(Богатыри встречаются)

Илья.

Эй! Добрый молодец! Ты скажи-ка, кто ты?

Добрыня.

А как скажет про то тебе моя палица тяжёлая,

Как отшибу тебе я буйну голову!

Музыкальный руководитель.

Соскочили они с добрых коней,

Да схватились бороться в схваточку.

День боролись, два боролись,

А на третий запросил Добрыня прощения.

Добрыня.

Не моги меня казнить, моги миловать!

Станем мы с тобой братьями названными.

Будем ездить вдвоём,

 Да бороться с нечистью басурманскою.

Будем мы охранять нашу землю – матушку.

(Богатыри обнимаются три раза)

Музыкальный руководитель.

Много ли, мало ли времени прошло, а только объявился на Руси ещё один богатырь Алёша Попович. Характером он горяч был, закричал Алёша громким голосом.

Алёша.

Эй! Дружина храбрая!

Двум смертям не бывать,

А одной не миновать!

Напустим мы на рать

Силу несметную,

Освободим от напасти Русь – Матушку!

Музыкальный руководитель.

Услыхали то богатыри, согласилися.

Старшим назвали Илью Муромца,

Средним Добрыню Никитича,

А младшим – Алёшу Поповича.

Богатыри.

А теперь,  поедем мы на заставе  стоять,

Землю русскую от недругов защищать.

(Стоят, как изображены  на картине, исполняют песню)

 

русская  народная  песня  «Вспомним  братцы  Русь  и  славу»

М.Р.  А  мы с  вами  заглянем  в  нашу  картинную  галерею.  Найдите,  картину, с изображением  героев,  которых,  мы  сейчас  видели.

Правильно,  это  картина,  Виктора  Васнецова  «Богатыри».  О  ней  расскажут  наши  экскурсоводы.

I  экскурсовод (ребёнок) 

         В  центре  картины  художник  изобразил  Илью  Муромца,  в  одной  руке  у  него  копьё,  в  другой  палица. Крестьянский  сын  Илья  Муромец  в  детстве  не  мог  ходить,  его  исцелили  старики  -  странники.  Сила  и  мощь  чувствуется  во  всём  его  образе.

II  экскурсовод (ребёнок)

 

       Слева,  на  белом  коне  -  Добрыня  Никитич,  меч  из  ножен  зря  не  достаёт,  он  самый  образованный  и  умный,  а  богатая  одежда  говорит,  что  он  знатного  рода.

 

III  экскурсовод (ребёнок)

      А  на  коне  золотой  масти  молодой  богатырь  Алёша  Попович,  родом  он  из  города  Ростова,  самый  весёлый  и  удалой.  В  руках  у  него  тугой  лук  и  гусли,  потому,  что  и  дрался  как  герой  и  песню  мог  на  гуслях  сыграть,  а  если  поработать  придётся,  и  тут  ему  равных  не было.

Музыкальный руководитель.

 Я предлагаю взять музыкальные инструменты и исполнить  русскую народную  песню.

Русская народная  песня  «Во  кузнице»

Музыкальный руководитель.

  Я  предлагаю вам присесть, немного отдохнуть  (дети располагаются на ковре).  Вспомните,  где  можно  встретить  такие  слова:

Направо  пойдёшь…

Налево  пойдёшь…

А  прямо  пойдёшь…

Дети.

  В  русских  народных  сказках, это надпись на камне.

Музыкальный руководитель.

  Я  тоже  такой  путеводный  камень  нашла,  вот он!

Указательный камень был замаскирован в виде куста.

           Интересно,   а  что  на  этом  камне  написано?

(Музыкальный руководитель читает)

                                надпись на камне:

Направо  пойдёшь  -  к  Змею - Горынычу  попадёшь,

Налево  пойдёшь  -  к  чёрному  Ворону  попадёшь,

А  прямо  пойдёшь…

Музыкальный руководитель.

  Ой,  ребята,  надпись  стёрлась,  прочитать  нельзя.

  Но  мы  ведь  не  можем  так  уйти,  мы  должны  это  исправить.  А  как же нам догадаться, что было здесь написано?

(Предположения детей)

Музыкальный руководитель.

А я думаю, что нам может  подсказать  музыка.

             Давайте  закроем  глаза  и  внимательно  вслушаемся  в  звуки. 

             Чей  образ  перед  нами  возникает?

                        М.  П.  Мусорский  «Баба  Яга»

  ( дети  узнают  музыку)

Музыкальный руководитель.

  А  какой  русский  композитор  так  изобразил  Бабу  Ягу?

(ответы  детей)

           Вот  теперь  мы  подправим  надпись  на  камне.

 (приклеивают к «камню» картинку с изображением  Бабы  Яги)

Музыкальный руководитель.

Смотрите, стрелка показывает, что направо, можно добраться до Змея-Горыныча. 

 Вы  видите  его?

(Все обращают  внимание  на большого игрушечного дракона) 

  У  него  письмо. 

(Разворачивают  грамоту)

                                            Текс  письма:

                                         Сумейте  ответить  на  вопрос:

       Звучала  ли  сегодня  где-то  ещё  музыка  М.  П.  Мусорского?

( Дети вспоминают, что в сценке про трёх богатырей звучала музыка М.П.Мусоргского «Богатырские ворота»)

Музыкальный руководитель.

  И  осталась  у  нас  последняя  стрелка  -  налево.

  Пойдёмте  к  чёрному Ворону. А вот и он!

(Ребёнок в красных сапожках и шапочкой ворона становится водящим)

Русская народная  игра  «Ворон»

(Дети занимают места на стульчиках)

Музыкальный руководитель.

Ромашки  весь  луг  засыпали,

А  клевер  -  пушистый  шмель.

И  пахнет  сосной  и  липою,

И  машет  крыльями  ель.

Вот  здесь,  где  всё  дышит  сказкою,

Родились  мы  и  живём

Поэтому  край  наш  ласковый

Родиной  малой  зовём.

                                    И. Вакшегонова.

 

А  как  называют  нашу  малую  Родину?

Дети.

 Псковщиной.

Музыкальный руководитель.

  А  центром  её  считается  крепость  «Псковский  кремль».

          Когда-то  возвели  её  талантливые  мастера,  и  настолько  она  добротная  и  крепкая  оказалось,  что  перестал  народ  врагов  бояться.

           Вот  такая  она,  наша  Псковщина  со  славной  архитектурой,  историей,  и  неповторимым  своим  наречием.

(Обращает внимание на выставку фотокартин «Псковский край)

 

инсценированная  песня  «Псковский  говорок»  слова  О.  Тиммермана,  музыка  Н.  Мишукова

Девочка.

И  по  русской  традиции

Всех  гостей  мы  угощаем

Пышным,  вкусным  караваем.  (Несёт каравай гостям, угощает)

(Дети  встают  полукругом,  кланяются)

 

Музыкальный руководитель.

 Давайте будем любить нашу Родину, уважать народные традиции и петь русские песни.

 

И  закончим  мы  наш  разговор  словами: 

«Живи  в  веках  моя  Россия!

 Россия  -  Родина  моя!»

 

под  фонограмму  «Песня  о  Родине»  дети  уходят.