Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3485 «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ОБОГАЩЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»

Опубликовано 20.01.2018

Потылицына Н.Н.

Воспитатель МБДОУ №195

г. Красноярск

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК УСЛОВИЕ ОБОГАЩЕНИЯ
РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

Лев Николаевич Толстой – великий мыслитель и педагог понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И действительно,  потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны. Следовательно, огромна  и ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для развития задатков и способностей детей, таланта, который заключен в каждом ребенке.

Осознавая значимость среды в становлении  и оздоровлении личности, мы определяем требования к ее организации. На мой взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информационной, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Созданная в детском саду среда включает в себя:

  • экологические центры в группую В них находятся специально подобранные растения для оздоровления детей, календари наблюдений за природой, различные коллекции природных материалов, наборы муляжей овощей, фруктов, грибов, гербарии листьев и цветов, иллюстрации времен года, экологическая библиотека, природный и бросовый материал для поделок, инструменты для ухода за цветами и животными, выставки поделок, глобус; лаборатории, наполненные материалами для экспериментирования в соответствии с возрастом детей.
  • экологическая площадка на территории детского сада. Она включает в себя: огород, поле со злаками, бахчу, ягодник, альпийскую горку ароматов. Экологическая площадка является частью экологической тропы детского сада, в которую входят так же: уголок первоцветов, уголок редких растений, цветник с многолетниками, тропинка смешанного  леса, лужайка лекарственных трав, уголок таёжных растений. Bcё это используется для сезонных наблюдений за явлениями природы и развитием трудовых умений воспитанников.

Дети  дошкольного возраста активно осваивают развивающее пространство, созданное в группах. В более старшем возрасте содержание экологических центров расширяется и усложняется, в соответствии с уровнем развития детей. Например, добавляются коллекции всевозможных природных объектов (камней, коры деревьев, семян и плодов, ракушек и другие), лаборатория пополняется предметами, необходимыми для опытнической деятельности с воздухом, водой, огнем, магнитами и т.д., гербарии растений нашего города, растений «Красной книги» Красноярского края. Кроме этого, в группе есть центр, в котором располагаются  материалы по разделу «космос»: «Карточки жизненных циклов», «Части тела животных», «Части дерева», «Тело человека», «Живое и неживое», «Определение форм суши и воды» и многое другое. Все это помогает детям удовлетворить свои потребности в знаниях естественнонаучной направленности.

Развивающее пространство территории детского сада очень активно осваивается детьми. Они имеют возможность изучать объекты экологической тропы, действуя всеми сенсорными анализаторами (могут увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус). Во время наблюдений дети сравнивают хвойные и лиственные деревья, выясняют характерные особенности кустарников, травянистых растений, многолетников, злаков. Любуясь красотой первоцветов и растений «Красной книги», наши воспитанники пишут плакаты и листовки в их защиту и развешивают на территории парка и ближайшего микрорайона. Очень нравится детям ухаживать за овощами на огороде за растениями на альпийской горке.

Не так давно у нашего края был юбилей. Так возник проект «Край родной, навек любимый».

На первом этапе проекта воспитатели, дети и их родители собирали информацию и материалы на интересующую тему, которые представили в гpyпповой выставке «Мой Красноярский край». Но этого было явно недостаточно для получения более полной информации. Мы изучили возможности культурных и образовательных учреждений города: что они могут  нам предложить.

Выяснили, что в Музейно-выставочном центре нашего города есть экспозиции: «Сибирская изба», «Православная архитектура Красноярского края», «знаки и символы Красноярского края», – которые могут быть адаптированы и для дошкольников. Кроме того, есть постоянно действующая экспозиция «Древнее прошлое Красноярского края», посетив которою дети узнали, как проводятся раскопки в крае, историю края от зарождения цивилизации до сегодняшнего дня. Это вызвало у них горячий интерес.

Детям предложили занятия на темы: «Птицы – наши друзья», «Эти забавные животные». «Красная книга Красноярского края», «Веселый ручеек», а также беседы о писателях и художниках Красноярского края.

Во время занятий на Станции юных натуралистов, которые стали проходить раз в неделю на базе, дети познакомились с особенностями природы своего края, расширили свои знания о «Красной книге Красноярского края» и объектах живой природы, занесенных в нее. После интересных бесед организовали экскурсию по территории СЮН, во время которой дети могли увидеть редких животных и птиц.

Позже родители с детьми писали доклады о редких животных, птицах, растениях, а воспитатели их оформили в свой вариант «Красной книги» Красноярского края.

В ходе проектной деятельности выявилась необходимость познакомиться с культурными объектами Красноярского края. Так как информационный материал не давал целостной картины, знакомство детей со своим краем продолжилось во время экскурсии в краевой центр с посещением Краеведческого музея. Там дети смогли убедиться, как богат Красноярский край своими культурными ценностями и природными богатствами. А через некоторое время дети, воспитатели и несколько родителей посетили «Роев ручей», где экскурсовод познакомил их с интересной и более полной информацией о животных, занесенных в «Красную книгу» Красноярского края.

Особенно запомнилась детям прогулка по набережной Енисея и красота архитектуры памятников, зданий города Красноярска.

Психофизиологические особенности дошкольного возраста выражаются в том, что дети видят картину мира фрагментарно, разорвано. Мы убедились в том, что расширение социальных связей способствует формированию у детей целостной картины мира, объективной, имеющей научную базу.

При таком подходе к учебно-воспитательному процессу у детей с дошкольного детства хорошо развиваются память, воображение, мышление, индивидуальные способности, коммуникативность, свобода выбора, формируется мировоззрение.

Посещая учреждения дополнительного образования, библиотеку, станцию  юных натуралистов, дети становятся в них «своими». Поэтому, покинув   стены детского сада, они самостоятельно могут записываться в секции, , кружки, не дожидаясь пока их туда отведут родители, так как знают многих преподавателей и их отношение к себе. У них уже есть свои увлечения. Дети будут знать, чем можно заняться в свободное время, смогут сделать правильный выбор.

Учреждения дополнительного образования заинтересованы в тесной связи с детским садом, так как они готовят для себя учеников. Между детским садом и учреждениями дополнительного образования возникает преемственность.

Дети много общаются, знают многих сотрудников и педагогов, учатся сотрудничать с другими взрослыми, узнают много новых культурных объектов города, их расположение, узнают правила и способы общения в них. Они становятся активными участниками жизни детского сада и социума,  т.е. у детей с детства формируется активная жизненная позиция, интерес к жизни своего города, своей малой Родине. Это, безусловно, помогает в адаптации дошкольников к школьному обучению, повышает самооценку, придает уверенность при общении с незнакомыми людьми.

Родители очень довольны, что детям уделяется столько внимания со стороны разных образовательных структур. Они посещают выставки, дни открытых дверей, праздники, часто становясь не просто зрителями, но и участниками. Bcё это способствует налаживанию хороших доверительных отношений между коллективом детского сада и родителями

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без взаимодействия с окружающими социо-культурными учреждениями. Социальное партнерство, объединяющее интересы и ресурсы двух систем во имя единой и главной цели – развития ребенка, имеет большие потенциальные возможности для реализации идей обновления и перевода дошкольного образовательного учреждения в инновационный режим.