Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3087 "Использование мнемотехники для развития памяти у детей с общим недоразвитием речи"

Опубликовано 24.10.2017

 Наговицына Ирина Николаевна
 ГБОУ "Курчатовская школа" г.Москва
 воспитатель
 

Использование мнемотехники  для развития памяти при заучивании стихотворений у детей с общим недоразвитием речи.

 

К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. При ОНР наблюдается позднее появление речи, скудный запас слов, дефекты произношения, также наблюдаются отклонения в развитии таких психических процессов как внимание и память.

Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Первоначально память носит непроизвольный характер. Дошкольное детство  - наиболее благоприятный возраст для развития памяти. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что – то запомнить или вспомнить и не владеют специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются; непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

 Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные схемы, таблицы, модели и другое).

Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И прежде всего зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, то он выполнит любые наши команды. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запомнить нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» - память).

Мнемотехника – система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций , организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении  соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой  ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов одевания, умывания и т.п.  У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно – образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Практика показывает, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее. Разучивание для дошкольников становится делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

Как любая работа , работа с мнемотаблицами начинается от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».