Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3212 «Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 20.11.2017

Тема: «Использование методов  арт-терапии в работе с детьми

 старшего дошкольного возраста»

 

Подготовила воспитатель

 подготовительной к школе группы

 Климова Л.Б.

 

 

Использование методов арт-терапии в работе с детьми

 старшего дошкольного возраста.

СКАЧАТЬ (презентация)

 

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Именно «арт-терапия» позволяет  добиться  положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

Разновидностями арт-терапии для детей являются: изотерапия; сказкотерапия; игровая терапия; песочная терапия; музыкотерапия; фототерапия.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

 

На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих игр-занятий, в которых сочетаются методы  арт-терапии  наиболее эффективны, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Цель игры- занятия: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.  Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

Задачи игры- занятия:

  1. развитие творческих и коммуникативных способностей
  2. стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
  3. развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  4. сплочение детского коллектива.
  5. снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Организация и структура игры-занятия:

     Игра- занятие с детьми  проводятся 1 раз  в неделю. Продолжительность  –30-45 минут (с обязательной сменой деятельности).   Оптимальное количество участников – 7-8 человек.

Для проведения занятий необходимо помещение с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника. Для проведения занятий понадобится следующий материал:

плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты,

 

Структура коррекционно-развивающей игры-  занятия c использованием  методов арт-терапии.

 

1Ритуал приветствия

 Цель: создание  психологической готовности кигре- занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.

Упражнение-приветствие.

2Настрой, разогрев.

Цель: привлечение внимания, заинтересованности, активизация детей.

Коммуникативные игры и упражнения.

3 Основная часть

Цель: приобретение нового опыта, достижение основной цели игры- занятия.

Применение арт-терапевтических техник, направленных на отработку   темы. Возможность использования разнообразного изобразительного  материала, музыкальных инструментов и др.

4 Обобщение«Обратная связь»

 

Цель: обобщение знаний, чувств, личного опыта.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, названий к работам.

5 Ритуал прощания

Цель: завершение взаимодействия.

Медитативные техники, релаксационные упражнения

Показатели эффективности арт-терапевтических игр- занятий:

  • Повышение самооценки ребёнка, приобретение уверенности в себе.
  •  Демонстрирование ребенком автономности и независимости в отношениях со взрослыми.
  •  Развитие чувства внутреннего контроля, повышение адаптационной способности ребенка к повседневной жизни  и ДОУ.
  • Снижение утомления, негативного эмоционального состояния и их проявлений, связанных с обучением;
  •  Изменение межличностных отношений в группе детей и желание идти на компромисс в конфликтных ситуациях.

 

Вывод

Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

 

. Послушайте сказку про колобка:

 «Жили-были дед да баба. Говорит дед бабке: «Испекла бы ты, старая, колобок»……

Воспитатель:

- Вспомните, с чего начиналась сказка? (ответ: жили-были ….);

- Как вы думаете, что же нам этим хотела сказать сказка? (ответы: жили бедно, ели не досыта …)

- Сказка учит нас делать запасы.

Первый сказочный урок – запасай впрок.

- Давайте его запомним.

- Ну что же было в сказке дальше? (ответы).

- Зачем бабка положила колобок на окошко, ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?  (ответы: не есть горячую пищу, чтобы не обжечься).

Второй сказочный урок – не ешь горячий пирог.

- А что было дальше? (ответы: спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке).

- Кто же может так себя вести? (ответ: конечно, ребенок).

- Малышу скучно находиться в одиночестве, и так хочется пойти куда-то одному, без родителей, показать всем, что он взрослый и самостоятельный.

Третий сказочный урок – он родителям намёк. Бдительность всегда храните, за ребятами следите. Не оставлять детей без присмотра.

- Кого же встречает колобок на лесной тропинке? (перечисляют зверей)

- И все они хотят колобка съесть.

- Чему учит сказка? Сказка учит преодолевать на своем пути трудности.

Вот четвертый сказочный урок – не пугаться, не теряться, из ситуаций выбираться.

- Чем сказка заканчивается? (лиса съела колобка).

- Чем она заманила колобка? (сладкими речами).

- Нельзя быть слишком доверчивыми, т.к. люди могут прятать истинные желание, говорить сладкие, ласковые речи, имея хитрые, коварные замыслы. И мы должны быть очень внимательными, чтобы вовремя разгадать их планы.

Пятый сказочный урок - быть всегда начеку, чтоб не пришла беда.

- Вот сказка закончилась. Как вы думаете, у сказки хороший конец?

- А ведь с колобком могло бы это все не произойти, если бы он знал вышеперечисленные сказочные уроки.

Шестой сказочный урок – знать и видеть в сказках толк. 

- Вот видите, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки, сколько жизненных советов мы с вами получили.

 

 

Список литературы:

1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.

4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.

5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.

6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.