Тема: «Использование методов арт-терапии в работе с детьми
старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
подготовительной к школе группы
Климова Л.Б.
Использование методов арт-терапии в работе с детьми
старшего дошкольного возраста.
СКАЧАТЬ (презентация)
Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
Разновидностями арт-терапии для детей являются: изотерапия; сказкотерапия; игровая терапия; песочная терапия; музыкотерапия; фототерапия.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих игр-занятий, в которых сочетаются методы арт-терапии наиболее эффективны, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.
Цель игры- занятия: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.
Задачи игры- занятия:
- развитие творческих и коммуникативных способностей
- стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
- развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
- сплочение детского коллектива.
- снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Организация и структура игры-занятия:
Игра- занятие с детьми проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность –30-45 минут (с обязательной сменой деятельности). Оптимальное количество участников – 7-8 человек.
Для проведения занятий необходимо помещение с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника. Для проведения занятий понадобится следующий материал:
плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты,
Структура коррекционно-развивающей игры- занятия c использованием методов арт-терапии.
1Ритуал приветствия
Цель: создание психологической готовности кигре- занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.
Упражнение-приветствие.
2Настрой, разогрев.
Цель: привлечение внимания, заинтересованности, активизация детей.
Коммуникативные игры и упражнения.
3 Основная часть
Цель: приобретение нового опыта, достижение основной цели игры- занятия.
Применение арт-терапевтических техник, направленных на отработку темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, музыкальных инструментов и др.
4 Обобщение«Обратная связь»
Цель: обобщение знаний, чувств, личного опыта.
Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, названий к работам.
5 Ритуал прощания
Цель: завершение взаимодействия.
Медитативные техники, релаксационные упражнения
Показатели эффективности арт-терапевтических игр- занятий:
- Повышение самооценки ребёнка, приобретение уверенности в себе.
- Демонстрирование ребенком автономности и независимости в отношениях со взрослыми.
- Развитие чувства внутреннего контроля, повышение адаптационной способности ребенка к повседневной жизни и ДОУ.
- Снижение утомления, негативного эмоционального состояния и их проявлений, связанных с обучением;
- Изменение межличностных отношений в группе детей и желание идти на компромисс в конфликтных ситуациях.
Вывод
Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
. Послушайте сказку про колобка:
«Жили-были дед да баба. Говорит дед бабке: «Испекла бы ты, старая, колобок»……
Воспитатель:
- Вспомните, с чего начиналась сказка? (ответ: жили-были ….);
- Как вы думаете, что же нам этим хотела сказать сказка? (ответы: жили бедно, ели не досыта …)
- Сказка учит нас делать запасы.
Первый сказочный урок – запасай впрок.
- Давайте его запомним.
- Ну что же было в сказке дальше? (ответы).
- Зачем бабка положила колобок на окошко, ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит? (ответы: не есть горячую пищу, чтобы не обжечься).
Второй сказочный урок – не ешь горячий пирог.
- А что было дальше? (ответы: спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке).
- Кто же может так себя вести? (ответ: конечно, ребенок).
- Малышу скучно находиться в одиночестве, и так хочется пойти куда-то одному, без родителей, показать всем, что он взрослый и самостоятельный.
Третий сказочный урок – он родителям намёк. Бдительность всегда храните, за ребятами следите. Не оставлять детей без присмотра.
- Кого же встречает колобок на лесной тропинке? (перечисляют зверей)
- И все они хотят колобка съесть.
- Чему учит сказка? Сказка учит преодолевать на своем пути трудности.
Вот четвертый сказочный урок – не пугаться, не теряться, из ситуаций выбираться.
- Чем сказка заканчивается? (лиса съела колобка).
- Чем она заманила колобка? (сладкими речами).
- Нельзя быть слишком доверчивыми, т.к. люди могут прятать истинные желание, говорить сладкие, ласковые речи, имея хитрые, коварные замыслы. И мы должны быть очень внимательными, чтобы вовремя разгадать их планы.
Пятый сказочный урок - быть всегда начеку, чтоб не пришла беда.
- Вот сказка закончилась. Как вы думаете, у сказки хороший конец?
- А ведь с колобком могло бы это все не произойти, если бы он знал вышеперечисленные сказочные уроки.
Шестой сказочный урок – знать и видеть в сказках толк.
- Вот видите, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки, сколько жизненных советов мы с вами получили.
Список литературы:
1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.