Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3211 "Формируем речь ребенка с раннего возраста"

Опубликовано 20.11.2017

Яничкина Елена Николаевна
БДОУ г. Омск "Детский сад № 358 комбинированного вида"
воспитатель


"Формируем речь ребенка с раннего возраста"

 

Невозможно переоцените роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир. Речь форми­рует личность ребёнка, развивает его мышление, поведение. Отклонения в речевом развитии ведут к трудностям усвоения школьной программы, затруднения в выборе профессии и другим тяжелым последствиям.

От многих бед можно уберечь детей с нарушениями речи, если они своевременно получат грамотную помощь. Большое значение имеет раннее речевое развитие; важно, в каком возрасте и как начинает говорить ребёнок.

Далеко не все знают, каким образом оценивать состояние речи детей, с какого возраста и как организовать обучение и воспитание. Что следует считать нормой речевого развития?

Крик – самая ранняя голосовая реакция. Звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, мг, пех, бг и т.д. Ребёнок гулит.

В 4 – 5 месяцев он овладевает слогами, первичными корнями слов: ма, па, га, фу, и т.д. Малыш вступает в период лепета.

Криком выражаются отрицательные эмоции, вызванные голодом, болью, одиночеством, а гулением и лепетом – эмоции положительные. Удовлетворённое, радостное самочувствие младенца – основное условие для беспрепятственного развития его речи.

С шести месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги: ма-ма, тя-тя-тяи др. Во втором полугодии малыш воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами и действиями (тик – так, бух, дай – дай и др.) В возрасте 7-9 месяцев повторяет за взрослым всё более и более разнообразные сочетания звуков.

К концу первого года жизни ребёнок понимает от 50 до 100, а произносит 8-10 слов. В норме – после 12 месяцев бурно расширяется словарный запас ребенка. Очень важно знать, что сначала у каждого ребёнка развивается понимание речи, и только потом он овладевает самостоятельной речью. Если сразу развить активную самостоятельную речь, работа не принесет желаемого эффекта. Одни дети понимают речь очень хорошо, а другие – очень ограниченно. Иногда даже незначительное изменение ситуации ведёт к нарушению понимания и хорошо известных ребёнку слов, фраз, словосочетаний.

Работа над самостоятельной речью, начинается с вызывания речевого подражания. Радуйтесь любому звуку, эмоциональному восклицанию, звукоподражательному слову ребёнка. Это те «кирпичики», из которых в дальнейшем будет строиться слова.

Можно предложить следующе подражания звукам: «Ав –ав» - собачка; «Му – у – у» - корова; «Мя – я – яу» - кошка и др.

Звукоподражания можно вызывать в быту в процессе обыгрывания игрушек и действия с предметами, при рассматривании картинок и т.д. Для примера предлагаем следующие игры: «Поиграем на барабане», «Брось мяч в корзину», «Лошадка бежит» и др. Отработанные звукоподражания сразу же включать в стихотворения. Это разнообразит работу, вызывает интерес у ребёнка, способствует развитию внимания, учит вслушиваться в речь. Хорошо, если некоторые стихотворения будут сопровождаться движениями. Взрослый произносит текст, а ребёнок только звукоподражание. («Две собачки у порога, нам сказали очень строго: - Ав, ав, ав! – Гав, гав, гав!», «Гуси начали опять, по-гусиному кричать: - Га, га, га!», «Мы на поезде сидим. Паровозами гудим: У-у-у!», «Сели куры на забор, и вступили в разговор: - Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Мы взлетели высоко!)

Продолжая работу над звукоподражанием, научите ребёнка называть близких и их имена: «мама», «папа», «тётя», «Вова» и т.д. Стимулируйте ребёнка на произнесение слов «да», «нет», «вот» и др.

Обратите внимание на то, что на данном этапе формирование речи допустимо любое звучание слова: произнесение только ударного гласного слога; пропуски, перестановка и замещение звуков. Не важно, как ребёнок говорит, лишь бы говорил.

А вот взрослые не должны искажать слова, переходить на «детскую речь». Допустимо лишь использование правильно произносимых слов вместе с их звукоподражательными аналогами: «Собака ест, ням – ням»; «Мячик упал, бух». Таким образом, расширяется понимание речи за счёт слов «ест», «упал» и даёт возможность малып1у ответить на вопрос: «Что мы будем делать?» Ребёнок: «ням – ням». Взрослый «Правильно, ест». Далее следует научить ребенка обращаться с просьбами: дай! На! И сразу же объединяем два слова, а потом и три в предложение. Малыш говорит: «Дай му!»; «На ав – ав!»; «Дай ко –ко!». Создавайте такие ситуации, когда, ребёнок не может обойтись без этих просьб. В результате всей предыдущей работы у детей возникает потребность и возможность подражать слову взрослого.

Далее расширяем словарный запас за счет существительных, прилагательных и глаголов. На данном этапе полезно предложить детям двустишья, в которых им уже по силам договорить или произносить несколько слов. Заучивание должно происходить с опорой на сюжетные картинки. Нужно убедиться в понимании детьми текста, для чего задаем вопросы по содержанию. («Би-би-би, - гудит машина. Не поеду без бензина.», «Мяу, мяу, - кот пищит, -У меня живот болит!», «Кукла – куколка бай, бай. Спи спокойно засыпай»)

Большую пользу приносят беседы по сказке с опорой на картинку. Взрослый задаёт такие вопросы, чтобы ребёнок мог использовать знакомые слова и составлять простые предложения полезно использовать хорошо иллюстрированные книги. Читать детям стихи А.Борто, З.Александровой, сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят» и др. Прочитайте и задайте детям вопросы: «Кто испёк Колобок?»; «Куда покатился Колобок? «Кто съел Колобка?» и др. Ребёнок должен показать, а взрослый - его показ сопроводить словами. Не бойтесь один и тоже текст читать несколько раз.

Далее необходимо учить фразу с глаголом в третьем лице единственного числе настоящего времени. Для этого к глаголу повелительного наклонения добавляем звук [т]: (- Кукла, сиди! – Кукла, сидит. – Дядя, пиши! – Дядя пишет.)

Но нельзя ограничиваться работой над словарным запасом. Необходимо формировать понимание некоторых грамматических категорий: например, единственного и множественного чисел существительных и глаголов («Дай, Петя, ручку.» - «Дай, Петя, ручки.»; «Мальчик идёт.» - «Мальчики идут.»); научите ребёнка пониманию повелительной формы глагола, далее - формы третьего лица («Папа, сиди! - «Папа сидит»). Важно научить ребёнка понимать слова где? куда? откуда? и другие подобные («Что Вова кушает?» - «Кашу»; «Чем Вова кушает?» - «Ложкой»; «Из чего Вова кушает?» - «Из тарелки»). Начинаем с «проговаривания ситуации». Взрослый называет те предметы и их качества, которые у ребёнка перед глазами; называют действия, которые совершает ребёнок или кто - либо другой в данный момент («Машина стоит»; «Вова, стой!»; Бабушка стоит»; «Мяч большой»; «Одеяло красное»). Одни и те же слова и предложения повторяются по два - три раза и проговариваются в разных грамматических формах («Это ложка»; «Дима, возьми ложку»; «Ложкой едим кашу»). Фразы должны состоять из двух - трёх слов, не более. Идет односторонний диалог: взрослый спрашивает и сам отвечает («Что летит?» - «Самолёт летит»).

Для расширения понимания речи следует использовать бытовые ситуации: сборы на прогулку, приготовление еды и т. д. С ребёнком надо говорить эмоционально, неторопливо, ни в коем случае не проговаривать все слова по слогам.

Расширяя понимание речи, необходимо «обыграть» предмет в естественной ситуации, потом перейти к игрушке и только после этого предложить картинку. Вначале должно быть, как можно меньше игрушек и картинок, больше натуральных вещей.

Не заставляйте детей произносить, повторять слова. Создавайте ситуацию, когда у малыша возникает потребность говорить: чаще делайте вид, что не понимаете его крика, старайтесь задавать вопросы, стимулируйте к ответам; начните фразу, сделайте паузу, чтобы ребёнок её досказал. Нарушения звукопроизношения на данном этапе развития речи не должно вас огорчать. Иногда можно вызвать звуки по подражанию в игровой форме.

Звуки с - 3 - ц

  1. Свист в пузырёк - ссс...
  2. Накачивание воздуха насосом - ссс...
  3. Полёт осы - ззз...
  4. Поманить цыплят - цып-цып-цып...

Создайте у ребёнка иллюзию того, что он уже хорошо говорит. Хвалите малыша, награждайте его улыбкой, взглядом, поцелуем, прикосновением, лакомством.

Речевой аппарат маленького ребёнка несовершенен. Поэтому важно тренировать мышцы языка, губ, мягкого нёба, челюстей. Большое значение для развития речи имеет хорошо поставленное речевое дыхание. Один - два раза в день по одной - две минуты уделяйте внимание упражнениям, которое улучшают подвижность речевого аппарата и совершенствуют речевое дыхание. Можно предложить следующие игры.

«Ах, как сладко», «Киска пьёт молоко», «Тик - так» и др.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, улучшается психическое развитие. Поэтому важно выполнять с ребёнком физические упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения: ходьбу, бег, прыжки, лазание, действия с предметами. Полезно иметь различный спортивный инвентарь: цветные мячи, кегли, ленты, верёвки, доски, обручи и т.д. Спортивный инвентарь можно заменить бытовыми предметами. Поставленные в ряд стулья - это лабиринт, диванные подушки - великолепный барьер.

Уровень развития речи детей зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, развивая ловкость пальцев, мы развиваем речь. Используйте известные игры: «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др.

Чтобы проверить понимание речи, попросите ребёнка выполнить ряд поручений: принести, подать, показать названные предметы, качества, совершить определённые действия. Попросите найти близких на фотографии, показать лицо у себя, у мамы, у куклы. Поручите поставить: чашку - на стол, машинку - в гараж, ботинки - на полку. Когда ребёнок выполнит одно поручение, можно усложнить задание - давать сразу две инструкции («Нина, положи книгу на стол, а мячик - в коробку»; «Дай бабушке ложку, а папе конфетку»).

Показателем правильного развития детской речи в 2,5 - 3 года является не правильное произношение, а способность строить предложения из 3 - 4 слов и употреблять знакомые слова в различных грамматических формах.

Работа по формированию речи должна строиться на фоне развития личности ребёнка. Чтобы у детей появилось желание и возможность говорить, необходимо развивать внимание, память, подражательные способности, волю, эстетические и нравственные качества и т.д. Игра, рисование, конструирование, физкультура - это все взаимосвязано. Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и пр. Развивая двигательную активность ребёнка, мы в значительной степени стимулируем и психическое, и речевое развитие. При обучение рисованию развиваем умственные способности, а во время занятий физической культурой воспитываем волю, нравственные качества, чувство красоты и т.д. Развитие речи происходит не только на специальных занятиях, но и в процессе формирования различных видов деятельности в повседневной жизни, в игре.

 

Используемая литература

 

  1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М., Айрис пресс, 2004
  2. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-Синтез, 2006
  3. Янушко Е. Развитие речи у детей 1-3 лет. – М., Эксмо, 2015