Тема доклада: из опыта работы «Организация мини-музея «Наше наследие» в детском саду.»
Воспитатель: Озернова Ольга Ивановна
МОУ Красносельская СШ дошкольная ступень образования.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В детском саду решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация в детских садах мини-музеев. С сентября 2014 года в нашем детском саду функционирует мини-музей «Наше наследие».
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и родителей.Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее можно и потрогать. Мини-музей можно посещать каждый день, брать в руки экспонаты и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы нашего детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Наше наследие».
Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. А наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. Руками педагогов, родителей, в детском саду созданмини-музей. Обратились с просьбой к родителям и сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и др.предметы. Так по крупицам стали появляться экспонаты музея. Выделили помещение и стали обставлять.
Значение музея в воспитании ребенка велико. «Диалог» с музеем развивает у детей патриотические, духовно-нравственные качества, формирует представление о предметном мире, развивает речь ребенка. У нас в музее созданы пять экспозиций – «История детского сада», где собраны фотографии сотрудников, мероприятий, поделки педагогов и детей.
Вторая экспозиция - «Русский костюм», здесь подобрана одежда: русские народные сарафаны, кофты, рубахи, головные уборы, лапти.
Третья экспозиция - «Русская изба», где отражён быт, традиции русского народа, подобрано много книг по духовно-нравственному воспитанию, много книг нам подарили сотрудники центра по духовно-нравственному развитию «Пчёлка».
Четвёртая экспозиция о ВОВ. На протяжении двух лет у нас проходит проект «Давным – давно была война», собраны материалы об истории войны, создана Книга памяти об участниках войны, которую помогали создавать родители наших воспитанников. Собраны материалы о боевых наградах и боевой технике, экспонаты военной жизни: фронтовые письма, документы, фляжки, котелки, фотографии (фотоколлажи),также рисунки о войне, выполненные детьми и др.
Помнить, хранить и нести сквозьгода историческую правду и память – вот главные правила для настоящего гражданина России.
Память начинается с детства, поэтому уже сейчас в детском саду воспитатели рассказывают дошкольникам про победы наших прадедов и дедов. Многих уже нет с нами, но их имена увековечены в стихах, книгах, которые малышам читают педагоги, родители. Дети приходят в музей, рассматривают экспонаты, сами рассказывают о своих родных, участниках войны. Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
И пятая экспозиция – «Народные промыслы». Цель экспозиции:Познакомить воспитанников с народным промыслом, пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Это кружевоплетение, лозаплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка, вязание, и др. При этом каждый промысел уникален.
В музее проходят разные мероприятия: экскурсии, занятия, народные игры, чтения. Детям интересно бывать в нашем музее. У нас накоплен определенный опыт музейно-образовательной работы. Он показывает, что создание музея способствует воспитанию у детей патриотических, духовно-нравственных качеств, а также установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.