Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2683 Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на тему: «ЗИМА».

Опубликовано 15.06.2017

Остапенко Дарья Валерьевна

МБДОУ города Иркутска детский сад № 77

воспитатель

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию связной речи в средней группе

на тему: «ЗИМА».

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

ЦЕЛЬ: развитие связной речи

 

ЗАДАЧИ:

 

Образовательные задачи:

- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

- Формировать умение внимательно рассматривать серию сюжетных картинок, отвечать на вопросы по их содержанию.

- Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

- Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

- Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Развивающие задачи:

- Развитие диалогической речи.

- Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

- Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

- Развивать память.

- Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

- Воспитывать любовь к природе.

 

Развивающая среда: пазлы, сделанные из фотоиллюстраций с изображением зимней природы; вырезанные из бумаги небольшие снежинки (по количеству участвующих детей в занятии); мяч; фонограмма «Звуки метели»; детали для составления двух снеговиков (для двух команд); сюжетные картинки для составления рассказа «Как лепить снеговика»; вырезанные из цветной бумаги «звездочки» и «квадратики».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Вводная часть.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я Рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть Вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга.

                   Собрались все дети в круг,

                   Я - твой друг и ты мой друг.

                   Вместе за руки возьмемся

                   И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. А тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту  А теперь посмотрите на оборотную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого «рубашка» зеленая - подойдите к «зеленому столу». Детям на руки были сделаны браслеты с синим или зеленым кружочком, которые одевались в  соответствии с цветом на обороте пазла.

Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии (например, на 10 детей – 10 фрагментов, 2 картины по 5 элементов).

 

 

 

Основная часть.

Воспитатель. Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к столу другой команды. Как вы думаете, о чем же мы сегодня на занятии будем говорить? (Выслушиваем ответы детей).

Воспитатель. Правильно, о зиме, о том времени года, которое у нас на дворе. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на картинках? (зимние виды спорта, спячка у животных, снег, теплая одежда у детей).

Воспитатель. Ребята, давайте встанем полукругом и попробуем назвать другие признаки зимы, которые не отражены на картинках.

Проводится  игра с мячом «Назови зимние приметы». Передавая мяч друг другу, дети называют другие признаки зимы.

Дети.

- день становится короче, а ночь длиннее;

- понижается температура воздуха;

- реки, озера, другие водоемы покрываются льдом;

- зимой мы отмечаем такие праздники, как Новый год, Рождество, Крещение и пр.

Воспитатель. Ребята, вспомните, что бывает только зимой. Отгадайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это? Правильно, снег.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»:

          Что такое за окном?

          Сразу в доме посветлело!

          Это снег лежит ковром,

          Самый первый, самый белый!

Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой бывает снег?   

Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, липкий, искристый, хрустящий.

Воспитатель. Ребята, а из чего состоит снег?

Дети. Из снежинок.

Воспитатель. Я Вам предлагаю поиграть со снежинками.

 

Проводится дыхательная гимнастика «Снежинка». На каждого ребенка раздается вырезанная из бумаги небольшая снежиночка.

 

Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку)

Я  ее поймаю, посиди  немножко. (Накрывают одну ладошку другой)

Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают)

Отпускаю полетать.

Или

Снежинка лежит на ладошке. (Держат снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, (Дуют потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно).

 

Воспитатель. Молодцы, ребята, как здорово мы с вами поиграли. А что произошло с нашими снежинками, когда мы на них дули? А почему они полетели?

Дети. Потому что снежинки легкие и воздушные.

Воспитатель. Какой красивый снегопад у нас получился. Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

 

Дидактическая игра «Добавь слово».

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)

 

Воспитатель. Ребята, а давайте представим, что мы с вами снежинки. Легкие, воздушные, прохладные.

 

Проводится физкультминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                        затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        (Покружиться и присесть.)

 

Пока снежинки сидят, включается музыка – фонограмма «Звуки метели».

Воспитатель. Ребята, подскажите мне, что происходит, что это за музыка и что она вам напоминает?

Дети. Метель, сильный ветер.

Воспитатель. Что такое метель.

Дети. Сильный, холодный, морозный ветер, который поднимает снег, сносит с ног.

Воспитатель. Метель была такая сильная, что постройки детей во дворах сломались. Отгадав загадку, мы с вами догадаемся, о каких постройках идет речь.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик)

 

Воспитатель. Мальчики и девочки, давайте поможем и вернем снеговикам их прежний вид.

Проводится игра «Собери снеговика». Необходимо из деталей собрать снеговика. Дети, исходя из цвета кружочка на браслетах, расходятся по своим командам.

 

Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, такие забавные у нас получились снеговики. А давайте представим, что мы с вами превратились в снеговиков. Я вам предлагаю встать кружочком и немного подвигаться.

 

Проводится физкультминутка «Снеговик»

Соберемся все в кружок.              (становятся в круг)

Вьюга, вьюга заметает                  (махи над головой)

И снежинок кружит стая.              (покружиться)

Мы на горку побежали,                (имитация бега)

Сели, съехали и встали.                 (присели поднялись)

Мы из снега ком слепили,             (показываем круг)

Снеговика, мы смастерили.           (показ фигур снеговика)

Чтобы не замерзли ножки,            (потереть колени)

Мы попрыгаем немножко.            (прыжки)

 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, у нас на столах появились картинки. Я, кажется, догадываюсь, что это значит. Наши гости (проводилось открытое мероприятие и гостями были педагоги из других групп) хотят, чтобы мы им рассказали, как вообще нужно лепить снеговиков, с чего начать.

На двух столах («синий» стол и «зеленый» стол) лежат по 4 картинки, необходимо разложить их по порядку, а затем составить рассказ, как нужно лепить снеговика. Дети, исходя из цвета кружочка на браслетах, расходятся по своим командам.

Проводится упражнение «Составь рассказ по серии сюжетных картинок».

 

 

Воспитатель. Ребята, мы с вами так подробно и точно рассказали нашим гостям, каким образом можно слепить снеговика, я вами горжусь. Но бывают такие ситуации, когда ребятишки могут некоторые детали при лепке снеговика забыть сделать. У меня как раз есть для вас поручение. Я уверена, что вам не составит труда помочь забывчивым ребятам и дорисовать их снеговикам недостающие детали.

 

Проводится игра «Дорисуй снеговиков». Дети садятся за столы, выделенные для каждой команды, используя простые карандаши и ластики, завершают рисунки.

 

 

 

Воспитатель. Ребята, я даже не сомневалась, что вы справитесь.

 

Заключительная часть.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу, и я предлагаю вам его самостоятельно оценить.

Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать детям. Для этого он просит их выбрать звездочки, если занятие понравилось и было интересно, или квадратики, если что-то осталось непонятным. У детей, которые выбрали квадратики, необходимо «здесь и сейчас» узнать, с чем связан такой выбор.