Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3634 Конспект НОД: речевое развитие (развитие речи) в старшей группе

Опубликовано 18.02.2018

 

Конспект НОД:

 речевое развитие

 (развитие речи)

в старшей группе


 

Воспитатель МДОУ д/с № 1

Иванова Л.Н.

 

Пересказ рассказа Л.Н.Толтого «Пожарные собаки».

Цель: Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными, правильно построенными  предложениями. Закреплять  представления о собаках и их назначении. Дать представление детям о пожарных собаках и их назначении. Упражнять в подборе прилагательных к  существительному, в умении придумывать слова с заданным звуком, определяя его место в слове; совершенствовать умение подбирать однокоренные слова к слову «лес». Продолжать учить составлять предложения с заданным словом, состоящие из 3 и более слов. Развивать внимание, память дошкольников. Воспитывать любовь, интерес к собакам. Активизация словаря по теме.

 

Словарь: охотничьи, декоративные, служебные собаки; спасла, загорелся, плакала, послали, скрылся, нёс, осматривали, пустили, выбежала, расхохотались.

 

Оборудование: Слайды (презентация). Опорные сигналы. Рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Фишки. Звёздочки. Указка.

 

 

 

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ
(Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне1 приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

 

Ход занятия:

I Организационный момент:

Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

                           (собака)

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? -  (О собаках)

Сегодня на протяжении  всего занятия за правильный ответ вы будете получать фишки.

 Показ слайдов 1, 2, 3.

Посмотрите, как я условно разделила  собак на 3 группы – это служебные, декоративные и охотничьи собаки.

-Как помогают собаки людям и как они называются?  (Дети вспоминают, какие бывают собаки по их назначению, и коротко рассказывают об их деятельности. Правильно, связно ответившие дети получают фишку. Остальным при ответе воспитатель помогает наводящими  вопросами, опорными словами).

А сейчас мы посмотрим слайды, вы увидите всех собак, которых назвали.

 Показ слайдов (до собаки – повадыря).

- Скажите ребята, а как можно сказать  о служебных собаках, какие они?     (смелые, ловкие, сильные, находчивые, умные)

 

II 1.Воспитатель объясняет детям, что сегодня мы поговорим с вами о  собаках, которые помогают пожарным. Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

Для этого в Лондоне приучены собаки. (Лондон – это город в другой стране, Англии). Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.

Показ слайда (Боб).

Очень много книг написано о собаках.

Показ слайда (детские книги о собаках).

Одну из них написал Л.Н. Толстой.

Показ слайда (портрет Л.Н.Толстого).

Называется эта книга «Пожарные собаки».

Показ слайда (обложка книги).

Читает рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно  выставляя на доску соответствующие опорные сигналы.

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал  из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

Многие художники иллюстрировали книги Л.Н.Толстого, хочу показать вам некоторые иллюстрации к этому рассказу.

Показ слайдов (3 слайда рисунков к рассказу).

2. Воспитатель  спрашивает, понравился ли детям рассказ, чем именно.

После эмоциональной паузы задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, воспитатель опрашивает нескольких детей, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?    (Пожарные собаки)

- Кто написал этот рассказ?      (Л.Н.Толстой)

- Что произошло один раз?  (Один раз загорелся дом)

- С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)

- Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)

- Что делала женщина, о чём говорила? ( Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

- Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).

- Что сделала мать девочки?  (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)

- Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные  ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

- Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом)

- Что подумали пожарные? ( Пожарные подумали, что в доме ещё есть что - нибудь живое, и пустили его)

- Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)

3. Физкультурная минутка:

Вот собачки дружно встали  (встают, протягивают руки вперёд)

Лапки всем мы показали        (покрутили руками)

Спинки  прогибаются             (прогнуться)

Собачки улыбаются                 (Улыбнуться)

Лапками потопаем                  (потопаем)

Хвостиками шлёпаем             (хлопать по груди и по бокам)

По груди и по бокам, а  потом и по рукам.

А потом, а потом лапками себя погладим

Спинку выпрямим и сядем.

4. Повторное чтение рассказа

5. После повторного чтения вызывает трёх детей для пересказа. Поясняет,  что один ребёнок должен рассказать начало этого рассказа, о том, что произошло,  другой о том, как собака  Боб спасла девочку, а третий – концовку – о том, как собака принесла куклу. Воспитатель указывает на опорные сигналы, которые помогут детям запомнить и точно, полно пересказать историю о смелой пожарной собаке.

Поощряются полнота, точность, логичность высказываний, близость к тексту.

3 часть: А сейчас  задание. Придумайте слова  со звуком «С», в начале слова, в середине, в конце, за каждое правильное слово – фишка.

Еще одно задание. Подберите однокоренные слова к слову «лес».

И,  последнее задание. Придумайте предложение со словом «собака», в предложении должно быть не менее трёх слов.

А сейчас послушайте мое предложение:  Верная собака охраняет дом. С этим предложением поиграем (перестановка слов в предложении, «чтение» вновь построенного предложения).

Итог занятия:

 Подсчёт фишек заработанных детьми, раздача звёздочек.