Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
Составила воспитатель МДОУ д/с № 1
Бедрикова О.И.
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги; в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в определении места звука в слове. Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова; схему деления слов на слоги; схему предложения.
Индивидуальная работа: упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков –
Демонстрационный материал: слайды (презентация), полоска – схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.
Раздаточный материал: полоски - схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны, тетради, простые и цветные карандаши.
Ход:
- Какой сегодня день недели (вторник). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.
- Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).
- Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет).
- Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).
- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).
Игра «Кто внимательный».
Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).
- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).
Звуковой анализ слова гуси (слайд 1) - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.
- Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).
- Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).
- Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).
- Третий звук в слове гуси? (звук «сь» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).
- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).
- Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Назовите первый слог (гу), второй слог (си).
- Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).
В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.
- Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).
- А какой гласный ударный? («у»).
- Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.
- Какой безударный звук в слове гуси? («и»).
- Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).
- Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).
- А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.
Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например, воспитатель показывает картинку «апельсин», просит пропрыгать слово А – ПЕЛЬ – СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.
- А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый – на отрезке (слайд 2), второй - проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).
(Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.
- Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.
- Сколько всего слов в предложении?
- Какое слово первое?
- Какое второе?
- Какое третье?
Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?
- Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы).
- А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).
Игра «Магазин». (Слайд 5).
- Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).
- А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) - (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).
- Может кто - то ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.
Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем - домиков).
Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.
Итог занятия.
Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.