Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3633 Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Опубликовано 18.02.2018

 

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

 

Составила воспитатель МДОУ д/с № 1

Бедрикова О.И.

Цель:  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить  детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги;  в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в  определении места  звука в слове.  Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова;  схему деления слов на слоги; схему предложения.

Индивидуальная работа: упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков –

 

Демонстрационный материал: слайды (презентация), полоска – схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.

Раздаточный материал: полоски - схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны,  тетради, простые и цветные карандаши.

 

Ход:

- Какой сегодня день недели (вторник). Правильно  и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

- Ребята, давайте вспомним из чего состоят  слоги и слова? (из звуков).

- На какие  две группы делятся все  звуки? (гласные и согласные).

- А все согласные звуки  как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).  

- Скажите, а все ли  согласные звуки имеют пару? (Нет). 

- Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).  

- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать  тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

   Игра «Кто внимательный».

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным). 

- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).

   Звуковой анализ слова  гуси (слайд 1)  - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

- Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).

- Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой  это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

- Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

- Третий звук в слове гуси? (звук «сь» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).  

- Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (гу), второй слог (си).

- Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии.  Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

 В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

- Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).

- А какой гласный ударный? («у»).

- Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

- Какой безударный звук в слове гуси? («и»).

- Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).

- Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).

- А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например,  воспитатель показывает картинку  «апельсин», просит пропрыгать слово А – ПЕЛЬ – СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.

    - А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый – на отрезке (слайд 2), второй  - проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).

(Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.

- Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.

- Сколько всего слов в предложении?

- Какое слово первое?

- Какое второе?

- Какое третье?

Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?

- Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы). 

- А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).

   Игра «Магазин». (Слайд 5).

- Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).

- А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) - (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).

- Может кто  - то  ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.

    Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем - домиков).

Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.  

 

   Итог занятия.

 

Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.