Республика Башкортостан
г. Белебей
МАДОУ № 32 «Дуслык»
музыкальный руководитель
Гусейнова Лариса Сергеевна
Консультация для воспитателей
«МУЗЫКА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ И В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Уважаемые коллеги! Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребенка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.
По мнению известного психолога Б.М. Теплова, музыка – это зеркало человеческой души, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок - сама эмоция, и поэтому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Организм ребенка требует особо бережного отношения. Исследования в области музыкальной терапии детей ведутся очень активно. Выяснилось, что музыкотерапия может помочь детям научиться правильно общаться друг с другом, если они испытывают трудности при контакте со сверстниками. Хорошо действует музыка на ребят с отставанием в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Поэтому музыкальное воспитание важнейшая составляющая его духовного развития и может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой - музыкой, звучащей «вторым планом».
ИТАК: В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка? Утренний приём;
Утренняя гимнастика
Вовлечение детей в образовательную деятельность
Организованная образовательная деятельность
Подготовка к дневному сну (засыпание)
Пробуждение (подъем после дневного сна)
Повторение и закрепление песен, хороводов
Музицирование в свободной деятельности
Релаксация
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм) При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки в этот момент влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Можно сделать вывод, что использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
- Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
- Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- Переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.
Мажорная и минорная музыка. оказывает различное влияние на психическое состояние ребенка. Неправильно подобранная музыка может оказать отрицательное влияние и на самочувствие и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводит к психическому напряжению. Её нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Дозировка используемой музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения , которые несут в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, лучше использовать в старшем возрасте, а для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т.е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.
Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего на дыхательную и сердечную деятельность.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.
Утро. Встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И войдя в группу, дети слышат нежную, чарующую, солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно.
Утренняя зарядка:
Во время проведения зарядки под музыку, дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.
Прогулка
Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово!
Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.
Наблюдения на прогулке:
Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им музыкой или песней. Например, наблюдение за птицами – «Птичка», «Зима прошла».За погодой – «Дует, дует ветер, дует задувает, » «Дождик, дождик пуще….», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело…»
Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является сон.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (голоса птиц, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Руководствуясь данными рекомендациями можно составить расписание звучания музыки в режимных моментах и подобрать перечень музыкальных произведений фоновой музыки. Этот перечень является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.
7.00 - 8.30 - утренний прием - радостно-спокойный
8.45 - 9.00 - настрой на занятие - уверенный, активный
12.00 - 12.40 – подготовка ко сну - умиротворенный, нежный
15.00 – 15.30 - подъем - спокойный, оптимистично- просветленный
15.30 -19.00 - свободные игры - жизнерадостный
ВЫВОД: Влияние музыки на организм огромно. Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определить момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.
Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.