Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3547 Консультация для воспитателей "Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опубликовано 29.01.2018

                                                                                                                      Республика  Башкортостан

                                                                                                                      г. Белебей

                                                                                                                      МАДОУ  № 32 «Дуслык»

                                                                                                                      музыкальный  руководитель

                                                                                                                      Гусейнова Лариса Сергеевна

 

Консультация  для  воспитателей

 

«МУЗЫКА  В  РЕЖИМНЫХ  МОМЕНТАХ  И  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

 

                Уважаемые  коллеги!  Мы  с  вами,  воспитывая  всесторонне    и  гармонично  развитого  ребенка,  комплексно  решаем  задачи  физического,  интеллектуального,  эмоционального  и  личностного  развития  ребенка,  активно  внедряя  в  этот  процесс  наиболее  эффективные  методы  и  технологии. 

                 По  мнению  известного  психолога  Б.М.  Теплова,  музыка – это  зеркало человеческой  души,  эмоциональное  познание,  модель  человеческих  эмоций.  Можно  сказать,  что  в  дошкольном  возрасте  ребенок -  сама  эмоция,  и  поэтому  значение  его  встречи  с  музыкой  трудно  переоценить. Организм  ребенка  требует  особо бережного отношения. Исследования   в  области  музыкальной  терапии детей ведутся очень активно. Выяснилось, что музыкотерапия  может  помочь  детям научиться правильно общаться друг с другом, если они испытывают трудности при контакте со сверстниками.  Хорошо  действует  музыка  на  ребят с отставанием в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Поэтому  музыкальное  воспитание  важнейшая  составляющая  его  духовного  развития и может  стать  системообразующим  фактором  организации  жизнедеятельности  детей. 

                К  сожалению, музыкальная  деятельность   в  детском  саду  ограничивается  традиционными  видами  организации  детей.  Хотелось  бы,  чтобы  музыка  не  заканчивалась  на  пороге  музыкального  зала,  а  звучала  на  протяжении  всего  дня,  обогащая  эмоциональную  сферу  ребенка  новыми  впечатлениями.    Один  из  вариантов  использования  потенциала  музыкального  искусства  связан  с  фоновой  музыкой  -  музыкой,  звучащей  «вторым  планом».

ИТАК:  В  каких   режимных  моментах,  по  вашему  мнению,  может  звучать  музыка?     Утренний  приём;

                   Утренняя  гимнастика

                   Вовлечение  детей  в  образовательную  деятельность

                   Организованная  образовательная  деятельность

                   Подготовка  к  дневному  сну  (засыпание)

                   Пробуждение  (подъем  после  дневного  сна)

                   Повторение  и  закрепление  песен,  хороводов

                   Музицирование  в   свободной  деятельности

                   Релаксация   

 

                Педагог,  включая  музыку  в  занятия  (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование)  может  ориентироваться  на возможности  активного  и  пассивного  ее  восприятия  детьми.  При  активном восприятии  он  намеренно  обращает  внимание  ребенка  на  звучание музыки,  ее  образно – эмоциональное  содержание,  средства выразительности  (мелодия, темп, ритм)   При  пассивном  восприятии  музыка выступает  фоном  к  основной  деятельности,  она  звучит  негромко,  как  бы на  втором   плане.

                   Так  на  занятиях  по  математике  с  целью  активизации интеллектуальной  деятельности,  повышения  сосредоточенности, концентрации  внимания  используют  только  звучание  музыки  фоном.  Через активное  восприятие  и  оценку  музыкальных  впечатлений  на  занятиях  по развитию  речи  обогащают  «словарь эмоций»,  в  повседневной  жизни активизируют  оценочную  лексику  детей.  На  занятиях  по  ознакомлению  с окружающим  воспитатель  может  обратиться  к  музыке,  характеризующей явления  природы,  способствующей  проявлению  эмоциональных  откликов, обогащения  представлений  об  исследуемом  объекте.  На  занятиях  по изобразительной  деятельности  в  процессе  рисования  по  представлению можно  применять  музыкальные  произведения  для  активного  восприятия. Слушание  музыки  в  этот  момент  влияет  на  выразительность  образов,  создаваемых  в  рисунках,  на  оригинальность  цветовых  решений.

                 Можно  сделать вывод,  что  использование  фоновой  музыки  является  одним  из  доступных  и  эффективных  методов  психолого-педагогического  воздействия  на  ребенка  в  условиях  образовательного  учреждения  и  помогает  решать  многие  задачи  воспитательно-образовательного  процесса.

  • Создание  благоприятного  эмоционального  фона,  устранение  нервного  напряжения  и  сохранения  здоровья  детей;
  • Развитие  воображения  в  процессе  творческой  деятельности,  повышение  творческой  активности;
  • Активизация  мыслительной  деятельности,  повышение  качества  усвоения  знаний;
  • Переключения  внимания  во  время  изучения  трудного  учебного  материала,  предупреждение  усталости  и  утомления;
  • Психологическая  и  физическая  разрядка  после  учебной  нагрузки,  во  время  психологических  пауз,  физкультурных  минуток.

В  отличие  от  музыкальных  занятий,  использование  музыки  в  группе  организует  воспитатель,  консультируясь  у  музыкального  руководителя.

           Мажорная  и  минорная  музыка.  оказывает  различное  влияние  на  психическое  состояние  ребенка.   Неправильно  подобранная  музыка  может  оказать  отрицательное  влияние  и  на  самочувствие  и  на  деятельность  ребенка.  Всем  известно,  что  диссонансы,  возникающие  при  резко  звучащих  звуковых  сочетаниях,  приводит  к  психическому  напряжению.  Её  нужно  подбирать  с  учетом  возрастных  особенностей.  Дозировка  используемой  музыки  увеличивается  постепенно  при  переходе  от  одной  возрастной  группы  к  другой.  Классические  произведения ,  которые  несут  в  себе  выразительные образцы  вечных  понятий  –  красоты,  добра,  любви,  света,  лучше  использовать  в  старшем  возрасте,  а  для  младшего  и  среднего  возраста  лучше  подойдет  стилизованная  музыка,  т.е.  музыка,  где  аранжировка  сделана  специально  для  малышей.

             Существенное  значение  имеет  ритм  музыки,  который  по-разному  влияет  на  различные  функции  организма,  прежде  всего  на  дыхательную  и  сердечную  деятельность.

                     Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.

 

Утро.  Встреча  детей.

Цель: Создание  положительного  эмоционального  фона.

           Раннее  утро.  Родители,  торопясь  на  работу,  ведут  детей  в детский  сад.  И  войдя   в  группу,  дети  слышат  нежную,  чарующую,  солнечную,  мажорную  классическую  музыку,  добрые  песни  с  хорошим  текстом.

 Ярко  светящиеся  окна,  приветливая  музыка,  добрые  сотрудники  детского сада  ожидают  малышей.   Приятный  утренний  музыкальный  настрой положительно  воздействует  не  только  на  детей,  но  и  на  их  родителей – вселяет  уверенность,  что  их  ребенку  в  детском  саду  хорошо  и  комфортно.

 

Утренняя  зарядка: 

Во  время  проведения  зарядки  под  музыку,  дети  узнают  музыкальные  отрывки  и  делают  определенные  упражнения.  Под  марш  у  детей  сразу  улучшается  осанка,  они  становятся  собранными,  четко  выполняют  все  задания.

 

Прогулка

Прогулку  рекомендуется  проводить  под  музыку:  это  и  приятно,  и здорово!

Солнечный  день,  морозная свежесть,  бодрые  и  веселые  аккорды музыкального   произведения  оживляют  движения.  Детям  хочется веселиться,  играть,  что – то  придумывать. Радостная  музыка  задает определенный  жизненный  ритм,  оказывает  мобилизующее  воздействие, выраженное  в  игровой  форме.  Исследования  показали,  что  ритмичная музыка  положительно  влияет  на  развитие  нервной  системы  ребенка. Слушая  такую  музыку  на  свежем  воздухе,  дети  могут  танцевать  и подпевать,  запоминая  слова  новых  песен.

 

Наблюдения  на  прогулке:

Дети  лучше  усваивают  то,  что  наблюдают,  если  сопоставляют  это  со  знакомой  им  музыкой  или  песней.  Например,   наблюдение  за  птицами – «Птичка», «Зима  прошла».За  погодой – «Дует,  дует  ветер,  дует  задувает,   »  «Дождик,  дождик  пуще….», «Солнышко  лучистое,  улыбнулось  весело…»

 

Сон

Одним  из  методов  расслабляющего  воздействия  на  ребенка  является  сон.

Для  расслабления,  снятия  эмоционального  и  физического  напряжения,  для  приятного  погружения  в  дневной  сон  необходимо  воспользоваться  благотворным  влиянием  мелодичной  классической  и  современной  релаксирующей  музыкой, наполненной   звуками  природы  (голоса  птиц,  шум  морских  волн,  журчание  ручейка).  Дети  на  подсознательном  уровне  успокаиваются,  расслабляются. Под  воздействием  такой  музыки  у  детей нормализуется  артериальное  давление,  стимулируется  дыхание, происходит  эмоциональное  расслабление. Спокойная,  нежная  музыка помогает  детям  заснуть.

 

Пробуждению  детей  после  дневного  сна  поможет  тихая,  нежная,  легкая,  радостная  музыка.  Детям  легче  и  спокойнее  переходить  из  состояния  полного  покоя  к  активной  деятельности.

 

Руководствуясь  данными  рекомендациями  можно  составить  расписание  звучания  музыки  в  режимных  моментах  и  подобрать  перечень  музыкальных  произведений  фоновой  музыки.  Этот  перечень  является  примерным  и  может  варьироваться  воспитателем  с  учетом  его  музыкального  вкуса.

 

7.00 -  8.30  -  утренний  прием  -  радостно-спокойный

8.45 - 9.00  -  настрой  на  занятие  -  уверенный,  активный

12.00  -  12.40 – подготовка  ко  сну  -  умиротворенный,  нежный

15.00 – 15.30  -  подъем  -  спокойный,  оптимистично- просветленный

15.30 -19.00 -  свободные  игры  -  жизнерадостный

 

 

ВЫВОД:   Влияние  музыки  на  организм  огромно.  Музыка  может  стимулировать  интеллектуальную  деятельность,  поддерживать  вдохновение,  развивать  эстетические  качества  ребенка. Гармоничная  музыка  способна  сосредотачивать  внимание  дошкольников.  Регулярное  использование  музыки  при  проведении  режимных  моментов  приведет  к  тому,  что  дети, самостоятельно  реагируя  на  смену  мелодии,  сами  смогут  определить  момент  перехода  от  одного  вида  деятельности  к  другому.  В  наших  силах  помочь  детям   достичь  состояние  психологического  комфорта.

           Грамотное  использование  музыки  в  образовательной  деятельности  и  в  режимных  моментах  не  только  помогает  поднять  настроение,  оптимизировать  деятельность  всех  систем  организма,  улучшить  функционирование  высших  нервных  процессов,  но  и  позволяет  повысить  эффективность  работы  детского  сада.