Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3538 Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Опубликовано 28.01.2018

 

Коптева Наталья Александровна
МАДОУ детский сад комбинированного вида №38
Воспитатель
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста

 

 

 

Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.       Г. Гегель

         Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.  Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

       Общение со сверстниками  занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог.

        Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Центральное место в этом занимает педагог.Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.

       Большую роль в речевом развитии оказывают родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество в вопросах воспитания и образования.

Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

В пустых стенах ребенок не заговорит –Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.

 

Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

 

         Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

Организовывать пространственно-развевающую среду нужно так,  чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.

          Обстановка группы строится и создается так что бы просматривалось чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствовало здоровьесбережению.

Создавая развивающую среду группы, нужно стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речивоспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.

         Зона «Речевого развития»,подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете), возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат  красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи.

Задачи работы:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры

-картотека игр и игры для развития грамматического строя

-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр

-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр

-«звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги», «составь слово», «составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами (профилактика дисграфии, ребусы и т.д.)

-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки

- наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.

Уголок театрализации играет важную роль в овладении детьми  навыками разговорной диалогической речи ( ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа). Настольный, кукольный, пальчиковый театр и т.д.

Зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Л.С. Выготский писал, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка. Развитие рисования как замещающей деятельности является основой для развития письменной речи (Л.С. Выготский). Рисунок, составляя единство с речевым сопровождением, превращается со временем в речевое повествование уже без опоры на сам рисунок (С.Р. Панова, 2007).  По мнению В.С. Мухиной, овладение рисованием связано с упражнениями моторики руки и черканье карандашом по бумаге – это компонент широкой ориентировочной деятельности. В.С. Мухина писала: «Детское рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи и в душевную жизнь ребенка глубоко вошла речь». Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы (Л.Н. Бачерикова, 1979; М.М. Кольцова, 1980). На уровне I сигнальной системы перерабатываются интонации, голос (для речи) и цвет, форма, образ (для рисования). На уровне II сигнальной системы перерабатывается смысловое содержание как для речи, так и для рисунка. Детское рисование – объективный показатель уровня развития II сигнальной системы и, в частности, наглядно-образного мышления (Л.Н. Бачерикова, 1979).

В исследовании Л.Ф. Обуховой и В.А. Борисовой определены функция и место речи в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от стадий развития детского рисунка (Л.Ф. Обухова, В.А. Борисова, 1996). Для стадии каракуль характерна синкретическая речь (по Л.С. Выготскому), для стадии примитивных изображений характерна 33 констатирующая речь, для изобразительной стадии характерна предваряющая, или планирующая, речь.

Зона «Конструирования», в процессе конструктивной деятельности происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольникам быстрее и лучше овлатеть техникой письма. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет знания об окружающем мире.

          Зона «Экологическая», развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. В зоне экологии можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук:

-Массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов и т. д

- Рисование на крупе 

-Рисование песком

- Закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем.

- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.)

- Различные игры с природным материалом

-лепка из теста

- Игры с песком:

В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.

          Зона «Сюжетно-ролевых игр», «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»     В. А. Сухомлинский

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. В своем учебно-методическом пособии «Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым», психолог М. И. Лисина, подчеркивает, что игра занимает особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно, в развитии диалогической речи, так как именно она обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. По мнению специалиста в области дошкольного образования, Д. В. Менджерицкой, ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевая игра является игрой обучающей, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разнообразных речевых ситуациях. Иными словами ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. По словам  педагога А. Г. Арушановой, особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
Как утверждает доктор педагогических наук А. П. Усова, больше всего для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность дошкольников, а значит и совершенствование диалогической речи подходят театрализованные игры. Их условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевыхиграх. По мнению педагога С. В. Швайко, театрализованные игры служат лучшим упражнением для закрепления усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель точно передать речь взрослого, или героя сказки, услышанную им в определенной жизненной ситуации Важно научить ребенка театрализованной игре. С этой целью необходимо сформировать интерес к театрализованным играм, примером может стать просмотр небольших кукольных спектаклей, которые показывают сами воспитатели, по сюжетам знакомых дошкольникам потешек, стихов или сказок.

 

 

Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей. – педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.