Райс Лариса Александровна
МБДОУ №32 "Детский сад комбинированного вида", г.Кемерово
Воспитатель
Занятие по развитию речи: «Волшебница Зима»
СКАЧАТЬ (с картинками)
Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и явлениях посредством игры и составлением небольших рассказов.
Задачи:
воспитательная – воспитывать умения говорить слова ласково (зима – зимушка и т.д);
развивающая – активизировать словарный запас детей словом «снегопад», «зимние забавы»;
образовательная – формировать умения с помощью наводящих вопросов составлять рассказ по картинкам из серии «Зимние забавы».
Оборудование: картинка снеговика, магнитная доска, картинки из серии «Зимние забавы», картинки снегиря, воробья, синицы, сундучок.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Снежок» и хороводной игры «Снежинка», рассматривание картинок птиц, рассказы о зиме.
Интеграция образовательных областей: ФЭМП, окружающий мир.
ХОД НОД:
Организационный момент: хороводная игра «Снежок»:
Мы – снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
После игры дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Дети, сегодня утром в нашем волшебном сундучке я обнаружила вот такое необычное письмо. От кого оно? (Достает письмо со снеговиком и читает его).
Я ребята, Снеговик,
К снегу, к холоду привык.
Через вьюги шёл, мороз,
И заданья вам принёс.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите справиться с заданиями от снеговика? Дети, посмотрите снеговик принес с собой картинки. Давайте их рассмотрим. Воспитатель размещает на магнитной доске картины из серии «Зимние забавы» и вместе с детьми составляет рассказ о зиме.
Вопросы:
Какое время года изображено?
Что делают дети?
Из чего лепят снеговика?
На чем катаются дети?
Какая бывает зима?
Воспитатель: Ребята, зимой бывает очень холодно. Давайте с вами поиграем, чтобы не замерзнуть. Динамическая пауза:
Чтоб согреться – посмотри, (трут ладони)
Всё, как следует, потри:
Щёки, носик, уши, губы (потереть щёки, носик, уши, губы)
Пар пошёл даже от шубы (Руки развести в стороны, слегка вытянуть губы и выдувать через них струю теплого воздуха).
Воспитатель: А вот и следующее задание от снеговика. Нужно назвать ласково слова о зиме: снег – снежок, снеговик – снеговичок, шуба – шубка, гора – горочка, зима – зимушка, санки – саночки. А как мы назовем одним словом падающий снег? (снегопад, повторить 2-3 раза с детьми).
Воспитатель:Ребята, приготовим пальчики и поиграем. Пальчиковая гимнастика «Снежок»:
1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили (загибают пальчики),
Круглый, крепкий (показывают круг и сжимают ладони),
Очень гладкий (гладят ладошки),
И совсем – совсем несладкий (показывают пальчиком «нельзя» и мотают головой).
Раз – подбросим (показывают, будто подкинули), два – поймаем,
Три - уроним и сломаем (показывают, будто уронили с ладоней и ногой растоптали).
Воспитатель: А вот и последнее задание от снеговика. (Достает три картинки с изображением снегиря, воробья, синицы и задают вопросы детям).
Вопросы:
Каролина, кто изображен на картинке?
Полина, как называется птица?
Тимоша, какого цвета грудка у снегиря?
Варя, какого цвета грудка у синицы?
Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Угадай, чего не стало». (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или две картинки. Дети должны назвать чего не хватает).
Итог: Ребята от кого пришло письмо?
Какие были задания?
Как мы ласково называли слова о зиме?
Как называется падающий снег?
Какие мы знаем зимние забавы?