Остапенко Ирина Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -
детский сад№65 г.Орла
Статья на тему: "Формирование и развитие креативного мышления старшего дошкольного возраста."
Развитие творческих способностей детей-является актуальной темы моей работы,она заключается в том что, игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании детей и развитии их креативности мышления. Потому что ребенок развивает свои умственные и творческие способности. Именно в игре дети становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении цели педагога и самого ребенка. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим мы получаем полную возможность воздействовать на ребенка. Слово «креативность»-это развитие у детей таких скрытых замечательных творческих,нетрадиционных качеств ,которые спрятаны в подсознании у ребенка. «Креативность» стало неотъемлемым компонентом моей педагогической сферы. В моей работе этот термин является ключевым.Прежде всего творческое мышление является высшим познавательным процессом. Отличие креативного мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуаций, решением воображаемых задачи, которые нужно решить и это заключается в:
1. Способности видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способности сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способности применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способности воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способности легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способности памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкости мышления.
8. Способности выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способности включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний..
10. Творческое воображение.
Я хочу предложить вам примеры игр по развитию творческого мышления у детей старшего возраста:
Игра№1.
Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.
Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.Сочиним историю.
Игра№2
Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были...» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.
Игра№3
Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.
Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.
Пользоваться словами может только взрослый.
Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.Что потом?
Игра№4
Цель: развитие творческого мышления.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...
Папа поймал большую рыбу...
После этого:
— Пруд стал мелкой лужей.
— Рыба перекусила леску и уплыла.
— Семья целый год ела рыбу.
— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.
Белоснежка кормила голубей...
Папа Карло стругал полено...
Аннушка пролила масло...
Воробьишка выпал из гнезда...
Бабушка испекла пирожки...Пуговичная поляна.
Игра№5
Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано»Найди причину.