Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3520 Экологический проект для старших дошкольников «О чём поют птицы?»

Опубликовано 24.01.2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

МАОУ «КСОШ-ДС»

 


 

О чём поют птицы?

Экологический проект

 


 

Пыть-Ях, 2017

Участники проекта: воспитатели старше-подготовительной группы:

         Лукиных Л.Б., Черепанова И.В

         музыкальный руководитель Есликовская Л.М.

         воспитанники разновозрастной группы (5-6 лет)

         родители воспитанников    

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой;
  • по содержанию – социально-педагогический;
  • по доминирующему методу – информационно-практико- ориентированный;
  • по образовательным областям – интегрированный (социально-коммуникативное; познавательное, речевое развитие; художественно-эстетическое);
  • по продолжительности – краткосрочный (2 недели)

Период работы: с 30 октября  по 10 ноября.

Итоговое мероприятие: познавательно-игровая программа «Птицы – наши друзья».

Дата проведения итогового мероприятия:  10 ноября.

Проблема:В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Перед нами встает задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, познакомить с их видами и характерными особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Актуальность. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современностии начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Данный проект призван восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Цель: формированиеу дошкольников на основе экологических знаний бережного и созидательного отношения  к миру птиц. 

Задачи:

  • систематизировать представления детей о месте обитания птиц, способах добывания пищи,способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды;
  • развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями;
  • воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности;                                                                                                                                                                                          
  • совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалыдля лепки и рисования, развивать творчество и фантазию;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросах экологического  воспитания  детей в рамках экологического проекта.

Взаимодействие с родителями:

  • подбор новых более эффективных форм сотрудничества с родителями;
  • изучение компетентности родителей по теме проекта (анкетирование);
  • помощь родителей в изготовлении настольно- печатных игр, дидактических игр;
  • участие родителей в конкурсе-выставке  «Лучший домик для птиц»;
  • взаимодействие с родителями при подготовке к досугу «Птицы – наши друзья»;
  • памятки и консультации для родителей «Как кормить птиц», «Как помочь птицам пережить зиму», «Как изготовить кормушку для птиц».

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей представлений о жизнедеятельности зимующих птиц;
  • накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой;
  • формирование осознанного отношения к объектам живой природы;
  • развитие практических действий по охране природы;
  • пополнение активного словаря детей;
  • воспитание любви и бережного отношения к птицам.

 

 

Реализация проекта.

1-й этап – подготовительный (30 октября):

  • довести до участников проекта данную проблему;
  • обсуждение целей и задач проекта;
  • распределение материала на блоки, составление плана работы по проекту;
  • закрепление ответственных за определённое направление работы;
  • организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскрасок на тему «Птицы – наши друзья»;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, музыкального материала по теме;
  • разработка сценария итогового мероприятия с родителями, педагогами и детьми разновозрастной группы.

2-й этап – основной, практический (с 31октября по 9ноября):

 

Вид

деятельности

Задачи

Ответственные

Наблюдение за птицами в природе, целевые прогулки

- побуждать детей к наблюдению за повадками птиц, их пением;

- закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду;

- расширять знания о жизни птиц в холодный период;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;

- развивать любознательность, связную речь, логическое мышление, память, внимание.

 

Воспита-тели

Совместная ОД (познание)

«Перелётные птицы»

- обобщить знания детей о перелетных птицах;

- закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии, вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.

 

Воспита-тели

Беседы:

«Охрана птиц»

«Правила кормления птиц»

«Для чего нужны кормушки?»

«Какие птицы прилетают к птичьей столовой?»

«О чём поют птицы летом, зимой?»

- расширять знания детей о повадках, образе жизни птиц;

- уточнить названия птиц, знания о приспособленности зимующих птиц к условиям погоды зимой,

- уточнить знания о правилах кормления птиц зимой, о значении подкормки птиц,

- воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым, желание заботиться о них.

 

Воспита-тели

Совместная ОД (пластилинография) «Снегири на ветке рябины»

- расширять представления о зимующих птицах посредством творческой деятельности;

- развивать интерес к художественному творчеству через обогащение кругозора детей.

 

Воспита-тели

Раскрашивание птиц «Птичка на ветке»

- развивать интерес к художественному творчеству через обогащение кругозора детей;

- расширять представления о зимующих птицах посредством изобразительной деятельности.

 

Воспита-тели

Совместная ОД (лепка) «Учимся лепить птиц»

- формировать умение детей изображать птиц, передавая характерные особенности каждой птицы (форму, величину), исходя из ряда наблюдений за птицами.

 

Воспита-тели

Дидактические игры «Третий лишний», «Каких птиц зимой не увидишь?»

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

- развивать умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею;

- развивать мышление, память, сообразительность.

 

Воспита-тели

Музыкальные, пальчиковые и подвижные игры

- развивать двигательную активность через передачу образов птиц и животных;

- развивать мелкую моторику, память;

- развивать координацию движений.

 

Муз.рук.

Организация конкурса «Лучший домик для птиц»

- вызывать у детей и родителей их интерес к окружающему миру;

-способствовать совместному творчеству.

Воспита-тели, родители

Акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

- обогащать словарный запас;

- закрепить знания детей о том, чем питаются птицы в холодный период года;

- развивать умение строить причинно-следственные связи.

 

Воспита-тели

Чтение художеств. литературы

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность;

- воспитывать бережное отношение к миру природы;

- расширять словарь ребёнка.

 

Воспита-тели

 

Продукт проекта:

  • выставки детских работ («Снегирь на ветке рябины», «Раскрашиваем птиц», «Учимся лепить птиц»);
  • выставка совместных работ (кормушек) «Лучший домик для птиц»;
  • оформление памяток для детей и родителей «Как помочь зимующим птицам?»;
  • оформление буклетов для родителей «Как кормить и охранять птиц»;
  • оснащение участка кормушками для птиц, изготовленными своими руками;
  • проведение акции «Покорми птиц вместе с детьми»;
  • проведение досуга для детей и родителей «Птицы – наши друзья».

1-й этап – заключительный (10 ноября):

Итоговое мероприятие по проекту.  Познавательно-игровая программа для старших дошкольников «Птицы – наши друзья».

В результате проведенной работы дети узнали:

  • какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • как различить птиц по внешнему виду, повадки птиц;
  • какие корма предпочитают птицы;
  • о чём поют птицы летом, а о чём  - зимой, почему песни у них разные;
  • птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее.

Вывод. Таким образом, мы считаем, что у дошкольников были сформированы целостные представления о жизни зимующих птиц посредством «живого общения» с птицами; повысилась заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание заботиться о них в зимний период (изготовление кормушек); повысилась заинтересованность детей в заботливом и бережном отношении к птицам (подкормка птиц). Тем самым, мы вместе с родителями и детьми повысили заинтересованность в природоохранной деятельности, формировали осознанное отношение к живой природе, посильную для детей работу по уходу и охране птиц. По результатам нашей проделанной работы, мы решили продолжать работу по охране и заботе птиц.