Куталова Мария Михайловна
ГБОУ Школа № 508, г.Москва
Воспитатель
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"
СКАЧАТЬ (с фото)
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
— Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства (форма, цвет, размер).
— Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.
— Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
— Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Материалы:
Для воспитателя: яблоня с яблоками, печка, изображения реки (узкой и широкой), мостики к ним (прямоугольные полоски разной длины), гусь, заяц (еж), кукла-перчатка Аленушка, кукла Иванушка.
Для детей: числовая карточка, по 5 кружочков красного и зеленого (желтого) цвета, блоки Дьенеша (2 комплекта)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости - воспитатели из других групп. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. А отправимся мы туда на волшебном ковре-самолете.
(Воспитатель показывает «ковер-самолет»)
Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.
(Дети по очереди накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?
Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
(Дети называют большие и маленькие формы фигур).
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадём,
И героев позовём!
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.
(Воспитатель одевает куклу-перчатку Аленушку)
Кукла-Аленушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку и вы узнаете в какую сказку вы попали.
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – лебеди
Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди»
Игровое упражнение «Что стало не так?»
Перед детьми на столе заяц (еж), печка, яблоня, гусь, речка. Дети пересчитывают их, запоминают, кто за кем стоит.
Воспитатель: Сколько всего игрушек?
Дети: Пять.
Воспитатель: Которая по счету печка?
На каком месте по порядку яблоня?
Кто стоит на четвертом месте?
Которая по счету речка?
Ответы детей
Затем им предлагают закрыть глаза. В это время убирается одна игрушка. Открыв гоаза, дети должны ответить на вопросы:
- Больше стало игрушек или меньше?
- Какие игрушки убрали?
Воспитатель: Алёнушка, а ты хочешь с ребятами поиграть?
Кукла-Алёнушка: Я бы поиграла, но случилась беда. Баба-Яга забрала моего братика Иванушку, а я никак не могу найти дорогу до избушки.
Воспитатель: Мы тебя в беде не оставим. Ребята, поможем Алёнушке?
Дети: Да. Поможем.
Воспитатель: Ну, тогда в путь! (Воспитатель и дети добираются до яблони)
Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня покажи дорогу до избушки Бабы-Яги? (Воспитатель наклоняется к яблоне, чтобы услышать ее ответ шепотом)
Воспитатель: Яблоня сказала, что покажет, если вы поможете сосчитать ее яблоки. Сколько на ней яблок?
Дети: 5
Воспитатель: А теперь посмотрите, сколько яблок сорвала Аленушка?
Дети: 4
Воспитатель: Положите на верхнюю полоску 4 красных кружочка-яблочка, а на нижнюю полоску столько же зеленых кружочков-яблочек. Что можно сказать о количестве красных и зеленых яблочек? (столько-сколько, поровну, одинаково, по 4)
Воспитатель: Ребята, вы справились. Яблонька благодарит детей и дает яблочко.
«Куда яблочко покатится, туда и следуйте».
Воспитатель: А теперь пора размяться, физкультурой заняться.
Физкультминутка «Гуси»
Гуси вытянули шеи - у кого длиннее (наклон вперед, руки назад).
Оглянуться захотели, вправо, влево посмотрели (повороты в стороны).
Отдохнуть присели, поклевали, встали (приседания).
Крылья расправляли, крыльями махали (руки в стороны, опускать вниз).
Дидактическая игра «Собери мостик».
Воспитатель: Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие?
Дети: Одна — широкая, вторая – узкая.
Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
Дети: Из досок, бревен.
Воспитатель: На берегу лежат строительный материал разного размера для постройки моста. Нужно выбрать материал нужного размера и построить мост?
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ника, что ты выбрала? Какую? Узкую или широкую? Почему?
Ника: Я выбрала широкую доску, потому что я ставила на широкую речку.
Воспитатель: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?
Дети: Способом наложения.
После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.
Воспитатель: Шли мы шли и до печки дошли!.
Попросим печку показать дорогу до избушки Бабы-Яги
(Воспитатель наклоняется к печке, чтобы услышать ее ответ шепотом)
Печка сказала, что подскажет и дорогу покажет, но пока вы не спешите, пирожки ей разберите.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем печке, как мы умеем сортировать вкусные пирожки.
Дидактическая игра «Собери пирожки»
1 команда из блоков Дьенеша выбирает «пирожки» нетреугольной формы, 2 команда – неквадратной формы. Обе команды – некруглой формы.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Всё про математику знаете. Смотрите, вернула Баба-Яга Иванушку. (Баба-Яга возвращает куклу-Иванушку кукле-Аленушке)
А нам пора возвращаться в детский сад.