Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2982 Консультация «Экспериментальная деятельность в МБДОУ как одно из направлений реализации ФГОС ДО».

Опубликовано 23.09.2017

Выступление 

«Экспериментальная деятельность в МБДОУ как одно из направлений реализации ФГОС ДО»

 

Заведующая МБДОУ №2 «Северяночка»

                                                      Татьяна Анатольевна Бабаджанова

                                                           г. Снежногорск Мурманская область

 

 

       Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках  федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой  федерального стандарта.                 

       Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-познавательной деятельности. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.  Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

          Основной целью экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенку мыслить шаблонно. Ребенок должен мыслить самостоятельно  и  уметь самостоятельно делать выводы.

       Для достижения  данной цели поставлены следующие задачи:-на слайде

1.Расширять   представления  детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (о химических  и физических  свойствах веществ, элементарные математические представления,  рельефом планеты: вулканы, горы, озёра).
2. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
4. Развивать  самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. 

    Для решения задач мы:

1. Создали условия для организации и проведения игр - экспериментирования:

- изучили и проанализировали методическое пособие по теме: «Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией А. Н. Прохоровой.

- провели с педагогами обучающий семинар «Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста», мини-семинар «Создание развивающей среды для поисково-познавательной деятельности», педсовет «Методика организации самостоятельной поисковой деятельности дошкольников»;

   Для родителей подготовили информационный материал: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», « О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка - дошкольника», практическую консультацию «Игры на кухне» и памятки». Провели родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Открытые показы игр-экспериментирования: « Почему на Севере не растут высокие деревья?», «Почему шкура у белого медведя не намокает и не замерзает?», «Где теплее под снегом или над снегом?» и др.

- составили перспективное планирование детской экспериментальной деятельности

- создали детскую лабораторию «Маленькие исследователи».

    Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

    Лаборатория оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.

       Определив эффективность работы, осуществив анализ полученных результатов и обобщив результаты деятельности, мы пришли к выводу:

     экспериментальная деятельность поставила каждого ребенка в позицию активного участника, дала возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества. Дети стали более активными, любознательными, появилось стремление к открытиям, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.

    Заметно повысилась компетентность родителей в организации экспериментальной деятельности. Привлекая родителей, мы создали  дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Вся работа по реализации экспериментальной деятельности сблизила родителей, детей и педагогов, а образовательный процесс сделала плодотворным и интересным

   Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентной способности называются: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. Экспериментальная деятельность способствует тому, чтобы воспитанник был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. Это определяет значимость решения задачи организацией экспериментальной деятельности  дошкольников.

      Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок не только вырос сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

 В заключение хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева  «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,    приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком  умственном и нравственном уровне  в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.