Выступление
«Экспериментальная деятельность в МБДОУ как одно из направлений реализации ФГОС ДО»
Заведующая МБДОУ №2 «Северяночка»
Татьяна Анатольевна Бабаджанова
г. Снежногорск Мурманская область
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой федерального стандарта.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-познавательной деятельности. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Основной целью экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенку мыслить шаблонно. Ребенок должен мыслить самостоятельно и уметь самостоятельно делать выводы.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:-на слайде
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (о химических и физических свойствах веществ, элементарные математические представления, рельефом планеты: вулканы, горы, озёра).
2. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
4. Развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Для решения задач мы:
1. Создали условия для организации и проведения игр - экспериментирования:
- изучили и проанализировали методическое пособие по теме: «Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией А. Н. Прохоровой.
- провели с педагогами обучающий семинар «Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста», мини-семинар «Создание развивающей среды для поисково-познавательной деятельности», педсовет «Методика организации самостоятельной поисковой деятельности дошкольников»;
Для родителей подготовили информационный материал: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», « О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка - дошкольника», практическую консультацию «Игры на кухне» и памятки». Провели родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
Открытые показы игр-экспериментирования: « Почему на Севере не растут высокие деревья?», «Почему шкура у белого медведя не намокает и не замерзает?», «Где теплее под снегом или над снегом?» и др.
- составили перспективное планирование детской экспериментальной деятельности
- создали детскую лабораторию «Маленькие исследователи».
Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Лаборатория оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.
Определив эффективность работы, осуществив анализ полученных результатов и обобщив результаты деятельности, мы пришли к выводу:
экспериментальная деятельность поставила каждого ребенка в позицию активного участника, дала возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества. Дети стали более активными, любознательными, появилось стремление к открытиям, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
Заметно повысилась компетентность родителей в организации экспериментальной деятельности. Привлекая родителей, мы создали дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Вся работа по реализации экспериментальной деятельности сблизила родителей, детей и педагогов, а образовательный процесс сделала плодотворным и интересным
Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентной способности называются: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. Экспериментальная деятельность способствует тому, чтобы воспитанник был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. Это определяет значимость решения задачи организацией экспериментальной деятельности дошкольников.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок не только вырос сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В заключение хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.