Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2981 Методическая разработка "Логоритмика как важная составляющая часть коррекционно-развивающей работы в доме ребенка"

Опубликовано 23.09.2017

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

Прокопьевский дом ребенка специализированный

«Планета детства»

 

 

Методическая разработка на тему:

 

«Логоритмика как важная составляющая часть коррекционно-развивающей работы в доме ребенка»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Логопед Аксенова Инна Викторовна

 

Город Прокопьевск – 2017

Вводная часть

 

Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Логопедия-раздел дефектологии, занимающаяся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами и коррекционно-воспитательными мероприятиями, так и медицинскими средствами воздействия. А также нетрадиционными видами терапии, например, с помощью музыки и движения. В науке даже имеется термин - кинезотерапия (лечение движением). Принципы кинезотерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.

Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.

В настоящее время логоритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до общего недоразвития речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикания (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалии (отсутствие речи).

Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, страдают психомоторные функции: внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук. Нарушение зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, ребенок долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; определить, где правая, а где левая рука). Нарушение произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данное в словесной форме, приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.
Очень важно отметить, что дети, имеющие речевые нарушения, зачастую отличаются рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях, они очень быстро утомляются, начинают
отвлекаться, и как следствие перестают воспринимать информацию. Они возбудимы, двигательно расторможены или наоборот вялые и апатичные. С этим связана эмоциональная неустойчивость, частые смены настроения, капризности и плаксивости.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка сосредоточение, что в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной, интересной и разнообразной форме развивать у детей общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность силу голоса. Отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели - расширение словаря детей, отработка лексических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, только разница в том, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально - двигательными упражнениями.

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию детей, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, прививает любовь к прекрасному, помогает развивать художественный вкус.

 

               Направления логоритмической работы

 

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое - развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

   Принципы построения логоритмических занятий в доме ребенка:
занятия логоритмикой для детей раннего возраста, имеющих речевые нарушения, проводятся два раза в неделю. Длительность занятия варьируется от 20 до 40 минут. Количество детей на занятии от 6 до 9 человек. Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:


1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Разминка включает в себя различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьба спокойная, энергичная, маршировка, подскоки, легкий бег и сменой движений.
2.Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3.Заключительная часть завершается упражнением на восстановление дыхания, релаксацию. Кроме того, она предполагает подведение итогов занятия. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счет или словесно-стихотворное сопровождение. Успешность работы по данному направлению заключается в ощущении радости, полученной ребенком на занятии.

Исследователи М.М. Кольцова, Г.А. Волкова, В.М. Бехтерев доказали: «… чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.

Для детей дома ребенка нами были разработаны специальные занятия по логопедической ритмике, которые имеют положительные результаты в реабилитационной работе.


   Конспект   занятия « Осенняя ярмарка»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    Формирование представлений об овощах и фруктах, их виде, их вкусовых качествах, места их произрастания. Уточнение и расширение словаря по теме « Овощи и фрукты», развитие лексико-грамматического строя речи, формирование обобщающих понятий «овощи», «фрукты».
  • Коррекционно-развивающие:
    Активизация речевой деятельности детей, совершенствование диалогической речи, развитие общей моторики, чувства темпа и ритма; развитие мелкой моторики рук; развитие речевого и физиологического дыхания; закрепление навыка дыхания в движении; развитие мимики лица; развитие громкости, высоты голоса и интонации; развитие слухового внимания и памяти.
  • Коррекционно-воспитательные:
    Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и детьми; развитие доброжелательности, воспитанности, эмоциональной отзывчивости. Привитие навыка любви к родной природе. Формирование эстетического вкуса.

Оборудование:

Костюм осени, муляжи и натуральные овощи, и фрукты; 2 корзинки,  шишки-ежики, оборудование для игры.

 

Ход занятия
 1. Организационный момент

Упражнение для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма

По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.               ( ходьба с маршировкой)
Плавно идет капуста                       (шаг с носка)
Важно шагает помидор                 (шаг на всей     стопе)
Осторожно идет редиска              (ходьба на носках)
Не спеша вышагивает редька       (ходьба на пятках)
Вприскочку спешит морковка       ( подскоки)
Маршируют огурцы-молодцы      (шаг марша)
В огороде за забором                      (руки к груди и «стрункой» с небольшим                      напряжением их вытянуть в стороны)
Поспевают помидоры                       (руки на пояс, «напыжиться»)
Держатся за колышки,                      (Сжать кулаки, согнуть руки в локтях)
Греются на солнышке                        (поднять лицо и руки вверх, потянуться к солнышку).         

                                           2.  Основная часть
Логопед
:     Пожелтели, покраснели на деревьях листья.
                       В теплые края спешат, улетают птицы.
                       И на небе голубом выступила просинь,
                       Потому что наступила за окошком (осень).

Правильно, ребята, к нам пришла осень. Очень красивая, чудесная и щедрая пора. Все люди спешат убрать урожай с полей, садов и огородов. Очень много вкусных даров принесла нам осень.

Развитие мелкой моторики рук (всем детям раздаются шишки и под музыку Ю. Михайленко «Осень» катают в ладошках шишки-ежики).
                                          1. Осень славная пора,
                                              Любит осень детвора.
                                              Сливы, груши, виноград -
                                              Все поспело для ребят.
                                              Фрукты сладкие, как мед,
                                              Будет на зиму компот.
                                              И варенье, и желе,
                                              В каждом доме на столе.
                                         2.  Мы капусту рубим, рубим,
                                              Мы морковку трем, трем,
                                              Мы капусту солим, солим,
                                              Мы капусту мнем, мнем.

 

                                          
1. Развитие носового и ротового дыхания, артикуляционной моторики
*Вдох и выдох через нос

*Вдох и выдох через рот

*Вдох через рот-выдох через нос

*Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями

2. Закрепление навыка дыхания в движении

Упр. «Тряпичная кукла» (вдох-руки вверх, выдох-расслабленные руки и верхняя часть тела вниз, влево, вправо).

Упр. «Дровосек» (вдох - руки вверх в замке, выдох - напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз).

 

Упр. «Насос» (руки опущены ладошками вверх. На вдохе руки подтягиваются к подмышкам, на выдохе руки опускаются ладошками вниз)

Упр. «Цветок» (ноги вместе, на вдохе расслабленные руки медленно поднимаются вверх, растягивая все тело, не отрывая пятки. На выдохе медленно опускаем руки, сгибаемся в поясе.

 

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь, когда мы очень хорошо потренировали свое дыхание, давайте закроем глаза, послушаем музыку и представим себе, что же бывает осенью, когда дует сильный ветер. Что происходит с листьями деревьев. (звучит музыка листопада)

Так, что же происходит с листьями деревьев? Правильно, они облетают. А такое явление называется - листопад. Вставайте со стульчиков, давайте повторим стихотворение о листопаде (с движениями).


                               Листопад, листопад

                               Листья кружатся, летят (дети кружатся)

                               Тихо падают на землю (приседают)

                               И шуршат, шуршат, шуршат!(трут ладошка об ладошку)

А сейчас мы сами устроим листопад. Вы положите себе на ладошку листочек и хорошо подуете на него, а он взлетит с ладошки и закружится в воздухе. Только нужно дуть сильно и долго.

                  (под музыку листопада дети дуют на листья)


Логопед: Молодцы! У нас получился самый настоящий листопад. Но мы же свами не забыли, что осень не только красивая, но еще и очень щедрая. И в нашу корзинку она положила богатый урожай овощей и фруктов. Я буду вам их показывать, а вы мне назовете их, скажете, что это и где они растут. Хорошо? (помидор, лук, огурец, яблоко,  картошка, лимон, чеснок, морковка, груша, перец, виноград, тыква)

А хотите попробовать на вкус овощи и фрукты? Но при этом, вы мне мимикой лица покажите, какие же они на вкус.

 

3. Развитие мимической мускулатуры

 (пробуем на вкус яблоко,  лук, груша, лимон, огурец, виноград, чеснок, перец)

Ну, что вкусные дары осень принесла нам в своей корзинке?
Ребята, а вы знаете, что в осеннем лесу можно услышать много разных звуков. Это и звук ветра, и звук деревьев, и звуки листопада. Они то громко звучат, то тихо. А давайте сейчас немного попоем, поиграем в игру музыкальная лесенка.

 

4. Развитие громкости, высоты голоса и интонации

(встали со стульчиков ровно, спина прямая)

Логопед:

Мы по лесенке шагаем,

звуки дружно припеваем

а-а-а-А-А-А-а-а-а
            о-о-о-О-О-О-о-о-о
            у-у-у-У-У-У-у-у-у

 

5. Сочетание ритма и речи

                  Мы грибы нашли в лесу ай-ай-ай,

                  Увидали мы осу ой-ой-ой,

                  Улетай оса скорей эй-эй-эй.

                  Пока гоняли мы осу су-су-су,

                  Заблудились мы в лесу су-су-су,

                  Громко крикнули АУУУУУУ!

Вот молодцы! Садитесь. А я вам прочту стихотворение о дарах осени. Вы внимательно слушайте, чтоб потом ответить на мои вопросы.

 

6. Развитие слухового внимания

Овощи на грядках играют с нами в прятки:

Вот тяжелый кабачок лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела, от росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись и на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец под листочки вдруг залез.

Ровненько на грядке вновь под землей растет морковь.

А коль по саду мы пройдем - фрукты спелые найдем.

Вот под яблоней ковром яблоки лежат кругом.

К груше спелой подойдем - желтые плоды сорвем.

Спелых слив еще нарвем, винограду наберем.

Дары осени нужно любить, чтоб здоровье свое сохранить!

Логопед: О каких овощах и фруктах говорится в стихотворении? Где растут овощи? Где растут фрукты?

Очень хорошо, а теперь закрепим наши знания о произрастании даров осени на деле. Поиграем в игру « Каждому плоду - свое место» (тыква, виноград, картошка, груша, яблоко, морковь, чеснок).

 

7.  Подвижная игра «Каждому плоду - свое место»

Логопед: Ребята, осень золотая пора! Очень нежная и красивая. И мелодии осени тоже очень красивые. Я попробую стать осенью. Закройте крепко глаза и не подглядывайте, на счет раз-два-три открывайте глаза. Раз-два-три я приглашаю вас в осенний хоровод.

(хоровод под песню «Осень очень хороша…»)

Спасибо, мои хорошие. Мне было очень приятно под красивую музыку осени с вами танцевать. А теперь сядем на коленки, опустим головы вниз.

         8. Упражнение на релаксацию под расслабляющую музыку 

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая.

Замедляются движенья,

Исчезает напряженье,

И становится понятно

Расслабление приятно.

Мышцы не напряжены,

А все-все расслаблены.

Логопед: Спасибо, ребята за занятие. Вы молодцы, а эта корзинка с  овощами и фруктами вам в подарок от осени.

 

Заключение

 

        Благодаря систематическому использованию комплексных логоритмических занятий,  дети дома ребенка успешнее овладевают активной речью. Они эмоционально раскрепощены, принимают активное участие в праздничных мероприятиях и концертах: рассказывают стихи, поют песни, инсценируют сказочные представления. Успешнее проходит  адаптация детей дома ребенка к жизни в социуме.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением; СПб, 1999.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М., 1997.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб, 1997.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., Просвещение, 1979.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика для школьников в играх и упражнениях. СПб, 2009.
  7. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М., 2009.