Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3070 Проект "Природа вокруг нас"

Опубликовано 18.10.2017

Бугрова Мария Викторовна
МБДОУ "Детский сад № 1" Шатурского муниципального района Московской области 
Воспитатель

Познавательный проект

"Природа вокруг нас"

 

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта: дети 4-5 лет. 

Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018 г

 

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину»

М. Пришвин.

 

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.

 

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода.

 

Цель проекта: Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. Учить основам взаимодействия с природой.

 

Задачи проекта:

а) побуждать детей видеть и понимать прекрасное в природе;

б) развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы;

в) активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

 

 Задачи для воспитанников:

  •  формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
  • воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
  • усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
  • формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
  • развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

Задачи для педагогов:

  1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
  2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
  3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.

Задачи для родителей (законных представителей):

  1. Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
  2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
  3. Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
  4. Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала.
  5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

 

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников.
  2. Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
  3. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.

Формы и содержание работы с детьми:

  1. Игровая деятельность.
  2. Организованная образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
  3. Досуговая деятельность.
  4. Этические, ситуативные беседы.
  5. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
  6. Рассматривание альбомов экологической тематики.
  7. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
  8. Изготовление поделок из природного материала.
  9. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

Формы и содержание работы с родителями (законными представителями):

  1. Анкетирование с целью выявить уровень знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Консультирование.
  3. Выставка информационного материала экологической тематики.
  4. Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
  5. Совместная досуговая деятельность.
  6. Совместное творчество.

 

Перспективный план работы

№ п/п

Тема

Форма проведения

Содержание

Сентябрь

1

«Времена года»

Занятие по ознакомлению с природой

Знакомство с последовательностью смены времен года.

Дидактическая игра «Что – сначала, что – потом?»

2

«Что такое осень?»

Целевая прогулка по участку детского сада

Уточнение признаков осени.

Пересадка цветов из грунта в горшочек для последующих наблюдений.

3

«Что такое осень?»

Занятие по ознакомлению с природой

Знакомство с сезонными изменениями, происходящими осенью.

Показ условных обозначений (дождь, пасмурно, лужи).

4

«Листопад, листопад, листья желтые летят»

Прогулка по участку детского сада

Наблюдение за листопадом.

Октябрь

1

«Листопад»

Занятие по ознакомлению с окружающей природой

Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовятся».

Беседа об изменениях в мире растений (листья опадают, трава желтеет).

2

«Что нам осень принесла?»

Целевая прогулка на огород

Классификация овощей и фруктов, которые растут на огороде и продаются в магазине.

3

«Дары осени»

Занятие по ознакомлению с природой

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, грибы).

4

«Кто к нам в гости прилетел» или «Домашний певец»

Бытовая деятельность

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок.

Беседа о птицах, которые живут дома.

Ноябрь

1

«Кто живет  лесу»

Занятие по развитию речи

Рассматривание картин «Заяц», «Еж» (из серии «Жизнь зверей в разные периоды года»)

2

«Жизнь в лесу»

Бытовая деятельность

Слушание аудиокассеты из серии «Жизнь в лесу» («Где у зайца дом?»).

Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

3

«Что бывает осенью?»

Итоговое занятие по ознакомлению с природой

Рассматривание иллюстраций, отражающих разные периоды осени.

Загадки Лесовика о приметах природы.

4

«Рыбка плавает в водице»

Бытовая деятельность

Просмотр видео о рыбках и беда о них как о живых существах.

Декабрь

1

«Где живет зима?»

Целевая прогулка по участку детского сада

Уточнение признаков зимы.

Опыты с водой, которая на морозе превращается в лед.

2

«Что бывает зимой»

Занятие по ознакомлению с природой

Беседа о признаках зимы.

Знакомство с условными обозначениями (метель, сугробы, лед)

3

«Загадки Деда Мороза»

Развлечение

Загадывание загадок о неживой природе зимой.

Рассматривание картины «Зимние развлечения» (из серии «Мы играем»)

4

«Маленькой елочке холодно зимой»

Занятие по ознакомлению с природой

Беседа об изменении в жизни растений зимой.

Знакомство с условными обозначениями деревьев (лиственные, хвойные).

Январь

1

«Зимний сад»

Трудовая деятельность

Знакомство с новыми комнатными растениями. Обучение приемам уходы за ними (полив, опрыскивание).

Дидактическая игра «Узнай растение по описанию».

2

«Что посеешь, то и вырастет»

Бытовая деятельность

Посадка луковиц в воду и других семян (овса) в грунт для дальнейшего наблюдения за их ростом.

3

«Почему медведь спит всю зиму?»

Занятие по развитию реи

Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных («Как медведь и еж зимуют»).

Активизация словаря: «спячка».

4

«Кто зимой не спит?»

Занятие по ознакомлению с природой

Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку.

Февраль

1

«Помощники птиц»

Прогулка

Подкормка птиц.

Наблюдение за птицами.

2

«Зачем к нам птицы прилетают?»

Занятие по ознакомлению с природой

Беседа о зимующих птицах.

Чтение произведения А. Александровой «Новая столовая».

Дидактическая игра «Кто к кормушке прилетел?»

3

«Домашние животные»

Занятие по развитию речи

Беседа об образе жизни домашних животных «кошке и собаке).

Рассматривание картины «Кошка с котятами» или «Собака со щенятами» (по выбору воспитателя)

4

«Что мы знаем о зиме?»

Итоговое занятие по ознакомлению с природой

Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме.

Дидактическая игра «Покажи нужный значок» (условные знаки)

Март

1

«Вот тебе родная, в твой денек аленький цветочек-огонек»

Занятие по ознакомлению с природой

Знакомство с цветущими комнатными растениями.

Уточнение правил ухода за ними.

2

«В гости к весне»

Целевая прогулка по участку детского сада.

Уточнение знаний о первых признаках весны.

3

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Занятие по ознакомлению с природой

Беседа о первых признаках весны (по иллюстрациям).

Знакомство с новыми условными знаками (капель, лужи, день, ночь).

Подвижная игра «Ручеек»

4

«Одежда для листика»

Бытовая деятельность

Рассматривание набухших почек на ветках тополя и вербы в вазе с водой

Апрель

1

«Новая травка»

Целевая прогулка

Наблюдение за проталинами

2

«Первые цветы»

Экскурсия по территории детского сада

Рассматривание первоцветов

3

«Чей домик на дереве?»

Занятие по ознакомлению с природой

Знакомство с изменениями, происходящими в жизни птиц (птицы строят гнезда, выводят птенцов и т.д.)

4

«Медведь проснулся»

Кукольный театр

Знакомство с образом жизни обитателей леса весной

Май

1

«Домик в деревне»

Занятие по развитию речи

Игра-загадка для уточнения знаний детей о домашних животных в деревне (корова, лошадь, свинья и др.).

Дидактическая игра «Чьи детки?»

2

«Цветущий сад»

Целевая прогулка во фруктовый сад

Наблюдение за цветущими плодовыми растениями.

3

«Самые маленькие животные»

Прогулка

Наблюдение за бабочками, муравьями, жуками.

Беседа об их полезности.

4

«Знаки весны»

Итоговое занятие по ознакомлению с природой

Упорядочение знаний о признаках весны в разные периоды сезона.

Дидактическая игра «Путаница».

 

Предполагаемые результаты:

Для воспитанников: 

1. Сформируются начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

2. Сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

3. Расширятся перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

4. Повысится ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

5. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети научатся отличать и называть характерные признаки разных времен года.

8. Узнают значение деревьев  в жизни всех живых объектов природы и окружающих.

9. Узнают много интересного о жизни растений.

10. Дети научатся проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

12. Ребята будут гуманно обращаться со всеми объектами природы, и соблюдать правила безопасности на природе по отношению к себе.

Для педагогов:

  1. Обновление содержания работы по  экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

     3.  Создание условий  для  формирования у детей дошкольного          возраста системы представлений  об экологии.

Для родителей (законных представителей):

  1. Повысится уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
  2. Активные и заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
  3. Экологическое просвещение родителей даст больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 

 

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л. А. Планирование работы в детском саду по календарю. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филипенко. – Изд. 2-е – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е.
  5. Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель.
  6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.
  7. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  8. Федотова А.М. Познаем окружающий ми играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2014.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015.