Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе на тему: «Волшебница зима»
СКАЧАТЬ (с фото)
Цель: Продолжать учить согласовывать числительные с существительными (с использованием сложных слов).
Задачи:
коррекционно - образовательные:
1. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе зимой.
2. Закрепление понятий: декабрь, январь, февраль (ранняя, середина, поздняя)
3. Совершенствование навыков словообразования.
коррекционно-логопедические:
1.Закрепление в подборе признаков к предмету.
2. Закрепление сложных предлогов: из-за, из-под.
3. Закрепить образование сложных слов.
4. Развитие связной речи.
коррекционно – развивающие:
1. Развитие общей и мелкой моторики детей.
2. Активизировать речевую деятельность детей.
3. Развивать зрительное внимание, мышление.
4. Развивать интонацию, дикцию, речевое дыхание
коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Здоровье – сберегающие:
1.Следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
2. Проводить профилактические мероприятия по зрению.
Оборудование:
1. Картинки с изображением зимы, птиц.
2. Снежинки из бумаги
3. Проектор.
4.Магнитофон
5. Макет дерева
6.Бумажные снежинки
Организационный момент:
Педагог читает четверостишие, дети стоят в кругу:
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
(Показ зимних слайдов, как приглашение к разговору о зиме).
Педагог: Вы только посмотрите: зима нисколько не уступает ни одному времени года по своей красоте. Сколько скороговорок и поговорок, сколько загадок придумано про зиму.
Знаете ли вы их:
(Дети рассказывают про зиму).
Аня Н. Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Варя Г. Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Максим И. Зимой поле белое, промерзло – заледенелое.
Дима М. Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Юля М: В зимний холод всякий молод
Всякий молод в зимний холод.
Люба В.: Ждут воробьи у кормушки кормежки.
Несет им Маркушка в кармане морошки.
Есения М.: У маленького Сани сани едут сами
Сани едут сами у маленького Сани.
Пословицы.
Максим И. Береги нос в большой мороз.
Варя Г.: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Есения М.: Январь – году начало, зиме середина.
Дима М.: Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Педагог: А сколько тайн не разгаданных скрывает зима. Давайте попытаемся их разгадать. Сейчас я буду загадывать вам загадки , а вы все будете их разгадывать. Кто знает ответ, поднимает руку.
Загадки
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная … (снежинка)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим … (лед)
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка- крохотулька,
Зимний леденец – … (сосулька)
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом —
Все покрыла серебром. (зимние месяцы)
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка … (мороз)
(Дети отгадывают.)
Беседа с детьми о зиме.
Педагог: Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.) Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? (Ответы детей)
На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их.
Дети: Это - зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
Педагог: Скажите, какие дни зимой?
Дети: Зимой дни короткие.
Педагог: Какая погода зимой?
Дети: Зимой холодно, морозно. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Часто снегопады. Метут метели, вьюги.
Педагог: Что происходит с лужами, реками, морями?
Дети: Реки, лужи, моря зимой замерзают, покрываются льдом.
Педагог: Чем покрыта земля зимой? Какие деревья?
Дети: Снег покрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев. Деревья стоят голые, без листьев.
Педагог: Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений: снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лед, позволяющий нам кататься на коньках и т.д. А Новый год и Рождество – разве было бы так весело встречать их без снега и мороза? ( Звучит настороженная музыка, влетает сорока и несет на хвосте последнюю новость из зимнего леса.)
Вы слыхали, вы видали, куда пропало солнце?
Вы слыхали, вы видали, где же реки и озера?
Вы слыхала, вы видали, куда спрятались деревья и кусты?
Куда? Куда?
Педагог: Не оставим сороку в беде? Отправимся в зимний лес, поможем ответить на все эти вопросы и отыщем все, что она потеряла.
Физминутка
Педагог:
Быстро мы встаем,
Куртки и шапки из шкафа берем,
Шапки на голову мы надеваем,
Перчатки на пальчики натягиваем,
Ножки в сапожках согреваем,
Время не теряем и на поезде в лес приезжаем.
( под музыку дети двигаются, преодолевая разные препятствия).
Педагог: Чтобы время не терять и все сразу отыскать на команды разделись и с ответами определись. У меня есть волшебный мешок, он поможет вам разделиться на команды.
(разделение детей по цветам).
Найдем сороке солнце, найдем сороке реки и озера
Найдем сороке деревья и кусты,
Но где мы их найдем?
Успокоим сороку, ничего не пропало.
Что – то найдем в ранней зиме, что – то найдем в середине зимы, а что – то и в поздней найдем.
Первая команда ищет раннюю зиму.
Второй придется середину зимы найти.
А третья позднюю зиму отыщет.
(В сопровождении музыки дети собирают картинки.)
Дети рассказывают о приметах зимы (показ слайдов сопровождает их рассказы).
Сорока: Вот спасибо, молодцы, все показали, все рассказали. Я с вами прощаюсь, а зима останется и продолжит удивлять вас зимними чудесами.
(Звучит музыка, появляются зима и снежинки).
1. Холодные снежинки
Летят на землю с неба. ( Варя Г)
2. Как будто кто-то вытряхнул
Большие хлопья снега. ( Аня Н)
(зима дарит детям снежинки.)
Педагог: Разве это не чудеса зимы: волшебные, резные, сказочные, расписные. А вы не желаете сами творить чудеса, как и зима волшебница?
Дети: Да.
Педагог: Если хотите, зима вас научит. - Давайте представим себе, что мы маленькие веселые снежинки, которые падают из тучки. Их ровные белые ручки – лучики помогают опускаться на землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают все вокруг белым, пушистым ковром.
Упражнение «Снежинка».
(На снежинку из бумаги, закрепленную на нитке легонько дуем. Затем кладем на ладонь и сдуваем плавным выдохом.)
Снежинка-пушинка тихо покружилась
И на ладошку опустилась.
Холодком ее ласкаю
И на землю опускаю.
Игра: «Подбери признаки»
Ребята, а скажите, какая зима, мороз, снег, снежинка?
Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…
Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…
Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…
Снежинка – красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная…
Педагог: Ребята, а вы любите зиму?
Дети: Да.
Педагог: А за что вы её любите?
(Ответы детей)
Педагог: А сейчас я предлагаю Вам отправиться погулять .
Пальчиковая гимнастика
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
Игра: «Посчитай и называй»
(согласование числительных с существительными).
Одна снежинка –три…
Одни Санки –пять …
Одна варежка –две …
Один Снеговик - семь….
Один снежок –десять …
Одна сосулька –четере …..
Одна гирлянда – шесть …..
Один снегирь –три ….
Одна Звезда – пять….
(Зрительная гимнастика.)
Педагог: Осмотритесь, оглядитесь
Вправо, влево глазами поводите,
Что вы видите сейчас?
(Педагог снимает драпировку с дерева - макета.)
Дети: Снегирей, синиц.
Педагог: Разве это не чудеса зимы?
Красногрудые, желтогрудые, остроклювые, сероглазые., кто это?
Дети: Птицы.
Посмотрите, отыщите и посчитайте этих чудесных птиц.
( Закрепление предлогов: из-за, из-под).
Подойдите - ка поближе,
Наклонитесь- ка пониже,
Ведь замерзли все они,
Мы с собой их заберем
В теплый дом их принесем,
Отогреем, и напоим
И кормушки всем повесим.
(Дети находят птиц ,проговаривая откуда вылетела птичка, используя предлоги)
Педагог: Время зря не теряем и на поезде домой прибываем.
Дети садятся на места.
(Педагог ставит перед детьми кормушку).
Чтобы наши питомцы сытые были, дорогу в наш садик не забыли, повесим кормушки мы во дворе, поручим кормить птиц детворе.
И чем же мы будем кормить птиц?
Ответы детей.
Дети кладут в кормушку предмет.
(проговаривают)
Один кусочек сала.
Два кусочка ржаного хлеба..
Четыре тыквенных семечка.
Пять семечек подсолнечника.
Шесть ягод красной рябины.
Итог: Зима вам благодарна и передает вам горячий привет и новогодние подарки от Деда Мороза и Снегурочки. В конце занятия детей хвалят за работу. Каждый ребёнок получает приз: раскраску и конфеты-петушки.
Список литературы:
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей М;ТЦ Сфера 2001г.
- Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.
- С.М.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях М;ТЦ Сфера 2007г.
- Степанова Елена Дмитриевна, http://logoped18.ru/logopedist/logoped-stepanova-yelena-dmitriyevna.php