Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3217 Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе на тему: "Волшебница зима"

Опубликовано 22.11.2017
Митрога Юлия Ивановна
МДОУ детский сад №24 п. Верхнетуломский,
Мурманская область, Кольский район, п. Верхнетуломский
Воспитатель

 

Конспект интегрированного занятия  по  формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  на тему: «Волшебница зима»

СКАЧАТЬ (с фото)

Цель: Продолжать учить согласовывать числительные с существительными (с использованием сложных слов).

Задачи:

                                 коррекционно - образовательные:

1. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе зимой.
2. Закрепление понятий: декабрь, январь, февраль (ранняя, середина, поздняя)
3. Совершенствование навыков словообразования.

коррекционно-логопедические:

1.Закрепление в подборе признаков к предмету.
2. Закрепление сложных предлогов: из-за, из-под.
3. Закрепить образование сложных слов.
4. Развитие связной речи.

коррекционно – развивающие:

1. Развитие общей и мелкой моторики детей.
2. Активизировать речевую деятельность детей.
3. Развивать зрительное внимание, мышление.
4. Развивать интонацию, дикцию, речевое дыхание

коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

                                         Здоровье – сберегающие: 
1.Следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
2. Проводить профилактические мероприятия по зрению.

                                                      Оборудование: 
1. Картинки с изображением зимы, птиц.
2. Снежинки из бумаги

3. Проектор.

4.Магнитофон

5. Макет дерева

6.Бумажные снежинки

                                    Организационный момент:

Педагог читает четверостишие, дети стоят в кругу:

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

                (Показ зимних слайдов, как приглашение к разговору о зиме). 
Педагог: Вы только посмотрите: зима нисколько не уступает ни одному времени года по своей красоте. Сколько скороговорок и поговорок, сколько загадок придумано про зиму.
Знаете  ли вы их:
                                    (Дети рассказывают про зиму).
Аня Н.  Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.
Варя Г. Купили Валерику и Вареньке 
Варежки и валенки.

Максим И. Зимой поле белое, промерзло – заледенелое.
Дима М. Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Юля М: В зимний холод всякий молод
Всякий молод в зимний холод.

Люба В.: Ждут воробьи у кормушки кормежки.
Несет им Маркушка в кармане морошки.

Есения М.: У маленького Сани сани едут сами
Сани едут сами у маленького Сани.

                                                 Пословицы.

Максим И.        Береги нос в большой мороз.
Варя Г.: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Есения М.: Январь – году начало, зиме середина.
Дима М.: Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Педагог: А сколько тайн не разгаданных скрывает зима. Давайте попытаемся их разгадать.  Сейчас я  буду загадывать вам загадки , а вы все будете их разгадывать.  Кто знает ответ, поднимает руку.

Загадки

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.   (снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная … (снежинка)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (лед)

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка- крохотулька,

Зимний леденец – … (сосулька)

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (зима)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом —

Все покрыла серебром.    (зимние месяцы)

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка …  (мороз)                                      

                                          (Дети отгадывают.)

                                       Беседа с детьми о зиме.

Педагог:  Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке?   (О  зиме.) Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? (Ответы детей)

На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их.

Дети: Это - зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.

Педагог:  Скажите, какие дни зимой?

Дети: Зимой  дни  короткие.

Педагог:  Какая погода зимой?

Дети: Зимой холодно, морозно. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Часто снегопады.  Метут метели, вьюги.

Педагог:  Что происходит с лужами, реками, морями?

ДетиРеки, лужи, моря  зимой  замерзают, покрываются льдом.

Педагог:  Чем покрыта земля зимой? Какие деревья?

Дети: Снег покрывает землю пушистым  покрывалом, лежит на ветках деревьев. Деревья стоят голые, без листьев.

Педагог:  Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений: снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лед, позволяющий нам кататься на коньках и т.д. А Новый год и Рождество – разве было бы так весело встречать их без снега и мороза?   ( Звучит настороженная музыка, влетает сорока и несет на хвосте       последнюю новость из зимнего леса.)

Вы слыхали, вы видали, куда пропало солнце?
Вы слыхали, вы видали, где же реки и озера?
Вы слыхала, вы видали, куда спрятались деревья и кусты?
Куда? Куда?

Педагог: Не оставим сороку в беде? Отправимся в зимний лес, поможем ответить на все эти вопросы и отыщем все, что она потеряла.

                                             Физминутка

Педагог: 
Быстро мы встаем, 
Куртки и шапки из шкафа берем,
Шапки на голову мы надеваем,
Перчатки на пальчики натягиваем,
Ножки в сапожках согреваем,
Время не теряем и на поезде в лес приезжаем.
( под музыку дети двигаются, преодолевая разные препятствия).
Педагог: Чтобы время не терять и все сразу отыскать на команды разделись и с ответами определись. У меня есть волшебный мешок, он поможет вам разделиться на команды.
                                 (разделение детей по цветам).
Найдем сороке солнце, найдем сороке реки и озера
Найдем сороке деревья и кусты,
Но где мы их найдем?
Успокоим сороку, ничего не пропало.
Что – то найдем в ранней зиме, что – то найдем в середине зимы, а что – то и в поздней найдем.

    Первая команда ищет раннюю зиму.
    Второй придется середину зимы найти.
    А третья позднюю зиму отыщет.
                    (В сопровождении музыки дети собирают картинки.)
Дети рассказывают о приметах зимы (показ слайдов сопровождает их рассказы).
Сорока: Вот спасибо, молодцы, все показали, все рассказали. Я с вами прощаюсь, а зима останется и продолжит удивлять вас зимними чудесами.

                     (Звучит музыка, появляются зима и снежинки).

1. Холодные снежинки
Летят на землю с неба. ( Варя Г)
2. Как будто кто-то вытряхнул
Большие хлопья снега. ( Аня Н)
(зима  дарит детям снежинки.)

Педагог:  Разве это не чудеса зимы: волшебные, резные, сказочные, расписные. А вы не желаете  сами творить чудеса, как и зима волшебница?
Дети: Да.
Педагог: Если хотите, зима вас научит. - Давайте представим себе, что мы маленькие веселые снежинки, которые падают из тучки. Их ровные белые ручки – лучики помогают опускаться на землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают все вокруг белым, пушистым ковром.

Упражнение «Снежинка».

(На снежинку из бумаги, закрепленную на нитке легонько дуем. Затем кладем на ладонь и сдуваем плавным выдохом.)

 

Снежинка-пушинка тихо покружилась

И на ладошку опустилась.

Холодком ее ласкаю

И на землю опускаю.


Игра:  «Подбери признаки»

Ребята, а скажите, какая зима, мороз, снег, снежинка?

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…

Снежинка – красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная…

 

Педагог:  Ребята, а вы любите зиму?

Дети: Да.
Педагог:  А за что вы её любите?

                                            (Ответы детей)

Педагог: А сейчас я предлагаю Вам отправиться погулять .

Пальчиковая гимнастика

                                                        «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли (ладошки под щечку).

                                        Игра: «Посчитай и называй»

 (согласование числительных с существительными).

Одна снежинка –три…

Одни Санки –пять …

Одна варежка –две …

Один Снеговик   - семь….

Один снежок –десять …

Одна сосулька –четере …..

Одна гирлянда – шесть …..

Один снегирь –три ….

Одна Звезда – пять….

                                        (Зрительная гимнастика.)
Педагог: Осмотритесь, оглядитесь
Вправо, влево глазами поводите,
Что вы видите сейчас?
                             (Педагог снимает драпировку с дерева - макета.)
Дети:
 Снегирей, синиц.
Педагог: Разве это не чудеса зимы?
Красногрудые, желтогрудые, остроклювые, сероглазые., кто это?
Дети: Птицы.
Посмотрите, отыщите и посчитайте этих чудесных птиц.
                          ( Закрепление предлогов: из-за, из-под).
Подойдите - ка поближе,
Наклонитесь- ка пониже,
Ведь замерзли все они,
Мы с собой их заберем
В теплый дом их принесем,
Отогреем, и напоим 
И кормушки всем  повесим.

(Дети находят птиц ,проговаривая откуда вылетела птичка, используя предлоги)

Педагог: Время зря не теряем и на поезде домой прибываем.
Дети садятся на места.
                              (Педагог ставит перед детьми кормушку).
Чтобы наши питомцы сытые были, дорогу в наш садик не забыли, повесим кормушки мы во дворе, поручим кормить птиц детворе.
И чем же мы будем кормить птиц?
                                                  Ответы детей.
Дети кладут в кормушку предмет.
                                                   (проговаривают)
Один кусочек сала.
Два кусочка ржаного хлеба..
Четыре тыквенных семечка.
Пять семечек подсолнечника.
Шесть ягод красной рябины.

Итог: Зима вам благодарна и передает вам горячий привет и новогодние подарки от Деда Мороза и Снегурочки. В конце занятия детей хвалят за работу. Каждый ребёнок получает приз: раскраску и конфеты-петушки.

 

Список литературы:

  1. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей М;ТЦ Сфера 2001г.
  2. Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.
  3. С.М.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях М;ТЦ Сфера 2007г.
  4. Степанова Елена Дмитриевна,  http://logoped18.ru/logopedist/logoped-stepanova-yelena-dmitriyevna.php