МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию воспитанников.
ИГРОВОЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«БАНК»
для старшего дошкольного возраста.
Автор-составитель:
Дускарова А.М. –воспитатель
2016г.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель:сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи:
- развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
- подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
- учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
муляжи банковских реквизитов;
костюмы охранников;
атрибут «Банкомат»
Участники проекта:
воспитатель
дети старшей группы
Ожидаемый результат:
- Получение знаний о «банке».
- Формирование коммуникативных навыков.
- Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
- Комментирование игровых действий и действий партнеров
Этапы игровой деятельности.
Процесс |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность педагога |
Подготовительный |
||
Выявление проблемы |
Диагностика: игровых навыков; игровой среды |
Методика Д.Б. Эльконина |
Обрисовка сюжетной канвы |
|
Изучение литературы Курак ЕЛ, Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002) Афанасьева Т.Н. Семья (М., 1986). Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономики (1992). Сосова И.А. Экономическое воспитание детей в семье (М., 1989) |
Организационная работа |
Чтение художественной литературы Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей» Продуктивные виды деятельности Изготовление банкнот и банковских карточек. Рисование денег своей группы Беседы с детьми «Как играть». «Какие роли». «Что такое цена». «Перспектива покупок» Дидактические игры «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов» Экскурсии: к Сбербанку, в магазин Занятия Рисование «Монеты». Познание «Деньги. Какие бывают деньги. Зачем нужны людям деньги» |
Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира; охранников; клиентов. Планирование календарных планов. Разработка конспекта игры «Банк» |
Работа с родителями |
Экскурсия родителей с детьми в банк |
Консультации «Зачем дошкольникам экономика». «Полезные привычки в быту — тоже экономика» |
Основной |
||
Систематизация информации |
Организация игрового пространства: банк (касса, банкомат, охранники); магазин (атрибуты — муляжи продуктов, касса, деньги); дом — уголок группы. Принятие детьми на себя роли |
Обеспечение руководства
Распределение ролей |
Игровая деятельность детей |
Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей |
Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Использование предметов-заместителей |
Заключительный |
||
Итог |
Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе |
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений |
Словарный минимум
Часть словаря |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Профессии |
Управляющий, консультант, кассир, охранник |
Секьюрити, программист |
Орудия труда |
Телефон, деньги, ручка, компьютер, пластиковая карточка, фотоаппарат |
Мобильный телефон, ноутбук, видеокамера, визитки, пейджер, аппарат для подсчитывания денег |
Трудовые действия |
Согласовывать, печатать, отвечать, проверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять |
Информировать, заверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять |
Качества труда |
Вежливо, внимательно, своевременно, ответственно, быстро |
Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично. |
Общественная значимость |
быстро продавать; зарабатывать деньги; качественно обслуживать клиентов; информировать вовремя и правдиво |
|
Результаты труда |
Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с экономическими новостями |
|
Учреждения |
Банк, милиция, автомобильный парк, магазин, почта-Интернет, охранное агентство, монетный двор |
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»
Цель:сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи:учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»; формировать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.
Структура игры |
Общие методические приемы |
Методические приемы, используемые в игре |
Задачи |
Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Развивать парное ролевое взаимодействие. Формировать элементарные ролевые диалоги |
Формировать умение обозначать свои роли — контролер, кассир, охранник, оператор, консультант. Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми |
Включать детей в ролевое взаимодействие. Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль. Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события |
Вступительная беседа о работе банка. Распределить роли. Обозначить роль: кассир берет у клиента сберегательную книжку, отсчитывает, сколько выдать денег, выдает деньги и др. Организовать пространство и подобрать атрибуты |
Способы руководства игрой |
Использовать многоперсонажные сюжеты. Принять на себя второстепенную роль (воспитатель). Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей) |
Взять на себя роль управляющего банка, осуществлять руководство банком (игрой). Предложить использовать предмет-заместитель (кубик — телефон) |
Структура сюжета игры |
Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными. Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие |
Сюжет игры: дом или работа — банк — магазин — семья, клиенты (мама), охранник (папа), кассир (мама), продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой |