Управление образования Администрации
Угличского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»
С. В. Михайлова
«Знакомство дошкольников с историей родного города. Углич-Родина моя»
СКАЧАТЬ (все материалы)
Опыт работы
Углич
2016
Михайлова С. В. Ознакомление дошкольников с историей родного города. Углич - родина моя. Опыт работы. - Углич, 2016. Рецензент - Мариинская С. Ю., методист ММЦ МОУ СОШ №8
Выпуск издания посвящён проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В работе раскрывается сущность патриотического воспитания и его содержание, основной компонент, которого составляет краеведческий материал, т. е воспитание ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины с опорой на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края. В данной работе представлены разнообразные формы и методы работы воспитателя, обеспечивающие реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Дано подробное описание работы по теме с родителями и социальными партнёрами. Разработан тематический план работы по ознакомлению дошкольников с историей родного города в подготовительной группе детского сада. Представлены разработки занятий, развлечений, родительских собраний; примерные выставки, конкурсы и мини музеи, которые можно создать в группе. Данные методические материалы предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей, интересующихся вопросами нравственности и патриотизма у подрастающего поколения.
© Михайлова С. В., текст, 2016
Содержание:
Введение стр. 3
Раздел 1. Актуальность работы с дошкольниками по формированию
у них патриотических чувств . стр. 4
Раздел 2. Методические рекомендации по организации работы. стр. 8
Раздел 3. Методика ознакомления дошкольников с историей родного
города. стр. 11
Раздел 4. Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с
историей развития города в подготовительной группе. стр. 19
Заключение стр. 24
Литература стр. 25
Приложения стр. 26
Введение
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, его героического прошлого. Представление о Родине начинается у детей с картинки, колыбельной песни, родных голосов близких ему людей, окружающей его природы, знакомых с детства дворов и улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Актуальность работы с дошкольниками по формированию у них патриотических чувств.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
Весь уклад жизни народа, опробованный и испытанный веками, даёт опыт, огромный педагогический материал, неподдельную радость жизни. Многие обычаи наших предков понятны и близки сегодняшнему поколению. Ещё недавно казалось, что они вытоптаны и уничтожены начисто. Но постепенно русская культура начинает возрождаться. Но для того, чтобы она не канула навсегда под натиском современного мира, прививать любовь к ней необходимо с младенчества.
Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни малой Родины (а через неё - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. Н Арнаутова и др.), осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода ( С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности (М. В. Крулеха) и тд.
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГ ОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
В период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Важным условием эффективного осуществления нравственно - патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведётся с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребёнка. Бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребёнка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомлённость о работе дошкольных учреждений. В формировании личности ребёнка огромную роль играют условия в его семье. Прежде всего - это понимание родителей своей ответственности за воспитание детей, организации жизни и быта семьи с учётом потребностей детей, эстетических и гигиенических требований, положительный пример родителей - их поведение, речь и т. д., единство и последовательность требований к детям со стороны отца, матери и других членов семьи, авторитет взрослых, окружающих детей, стремление родителей к педагогическим знаниям. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребёнку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удаётся найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Зная закономерности развития ребёнка дошкольного возраста, методы его воспитания, педагоги делают всё возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний.
С момента рождения ребёнку необходимо чувствовать заботу, тепло и ласку материнских рук, свою защищённость в этом огромном и ещё таком непонятном мире. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далёкое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребёнка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери…Любовь к Матери – Родине…», «Любовь к отцу…Преданность Отчизне».
Зачем современному городскому жителю, который привык получать всё в готовом виде, покупать в магазине всё, что необходимо для жизни, знать, как появился тот или иной предмет, как использовали ту или иную вещь, знать историю «Руси деревянной»? Скорее всего, потому, что наши дети, как и некоторые взрослые в современных городских условиях привыкли жить одним днём, не задумываясь не только о прошлом своего народа, но и о будущем. Поэтому уже сейчас, пока не поздно мы должны донести до сознания маленьких жителей народную мудрость о том, что всё в жизни русского человека было продумано до мелочей. Если, что – то делали, на года, а если строили, то на века. Как не хватает этого понимания современному человеку! Не хватает и единства с природой, поэтому вымирают леса, мелеют реки, исчезают многие разновидности флоры и фауны.
Основой жизни русского человека было родное гнездо: дом – семья, заботы о завтрашнем дне, о жизни, о здоровье, о будущем детей, о будущем земли – кормилицы. Это ли не готовый богатый педагогический, воспитательно - образовательный материал? Рассказывая о жилище, педагог может поведать ребёнку об истории, заповедях, обрядах, народной мудрости, доказать, что «власть земли» - власть облагораживающая, строящая жизнь, а «власть денег», стремление к пустому накопительству - власть разрушающая.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с природой родного края, с культурным и историческим прошлым своей страны, героическим прошлым своих родственников станет возможной, только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через экскурсии, походы, игру, беседы, труд, продуктивную и другие виды деятельности, свойственные данному возрасту. Особый интерес представляет интеграция деятельности по единому проекту в основе, которой лежит определённая проблема.
Методические рекомендации по организации работы.
В настоящее время обновляется содержание дошкольного уровня образования. Это связано прежде всего с повышением его качества, т.е. использование новых методов и перестройка традиционных. Основную суть содержания обучения составляет многоаспектность, охватывающая информацию из разных областей действительности и деятельности ребёнка, т.е. к каким способам и средствам он прибегает - к продуктивным, игровым, двигательным или познавательным. Как он общается? Какого его поведение в разных ситуациях? Отбор содержания связан с определением стандарта, необходимого и достаточного для полноценного и целостного развития детей.
Работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, родному городу;
- развитие интереса к истории развития города, его традициям и промыслам;
- развитие интереса к героическому прошлому своих предков;
- воспитание чувства ответственности и гордости за свой город;
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- гуманизма (опора на чувства и эмоции ребёнка);
- дифференциации (учёт индивидуальных способностей);
- интегративности (сотрудничество с социумом);
- комплексного подхода к организации данной деятельности;
- учёта интересов;
- сотрудничества детей и взрослых;
- постепенности погружения в проблему;
- креативности организации творческой деятельности;
- непрерывности.
Для более эффективной работы использовать разнообразные методы:
- создание проблемных ситуаций,
- самостоятельно поисково – исследовательской деятельности,
- игровые методы,
- наглядные (рассматривание иллюстраций, предметов старины, памятников архитектуры и старинных построек, экскурсии в природу, чтение и рассматривание книг по теме),
- деятельные (участие в театрализованных играх, праздниках и развлечениях; создание музеев в группе; активное использование продуктивной деятельности в работе; поездки на тепловозе, автобусе по родному краю).
Вся педагогическая работа по данному направлению строится на диалоге: ребёнка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом, родителями и социальными партнёрами. «Как вы думаете, где строили люди раньше себе жилища?», «Почему около леса и рек?» Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации исходит от самих детей, когда она (потребность) превращается в мотив коллективно – распределённой деятельности. Важно при выборе содержания не перегружать детей большим количеством отдельных сведений энциклопедического характера, а использовать в работе различные формы организации детской деятельности. Потребность в знаниях историко – краеведческого характера возникает в ходе бесед: «Что вы знаете о своих дедушках», «Почему наш город называется Углич», «Как и где можно узнать об этом? и т.д., чтения произведений детской художественной литературы: «Как вы думаете, что бы сейчас попросила бабка у золотой рыбки?», «Если бы вода в Волге и деревья в лесу могли говорить, чтобы они сказали людям?», знакомство с художественными промыслами: «Из чего сделаны предметы старины и как их использовали наши предки?» и т.д.
Полученные детьми знания, могут стать основой для сочинения сказок, лепки старинной посуды, изготовления костюмов для знати города и простого люда, строительства простых макетов русской избы и царских палат.
Важно, чтобы работа детей с историческими и географическими материалами имела творческий, развивающий характер. В изучении истории родного края важно не просто сообщать сведения, а учить детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху, прослеживать её приметы в современности. В работе по географии самое главное – учить детей обнаруживать взаимосвязи географического положения местности и образа жизни людей. Основным в работе по культуре становиться понимание общего и различного в традициях народов, уважение к «чужому» мировоззрению, отличающемуся от «своего».
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций. Совместное участие в мероприятиях даёт возможность сблизиться со своим ребёнком, увидеть его со стоны, лучше понять и почувствовать, заметить изменения в развитии, порадоваться, успехам и удачам сына или дочери, а также вместе с ребёнком пополнить багаж знаний по краеведению.
При работе над темой воспитателю важно продумывать способы вовлечения родителей в воспитательный процесс. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагог использует разнообразные интерактивные формы общения с ними. Это дискуссионные встречи, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов», практикумы и тренинги, КВН, конкурсы, выставки, спортивные состязания, совместные экскурсии, участие в семейном театре, в созданиях музеев в группе, в заседаниях клуба литераторов, выпуск и просмотр фильмов и т.д.. Полезно использовать в работе с родителями заседания семейного клуба с элементами фольклорного плана (народное плетение, лепка, раскрашивание глиняной посуды, игрушек и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, Пасха и др.
Детский сад не может существовать изолировано от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества и ДОУ – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон личности будущего гражданина.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно - образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям, воспитателю и учителю стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине.
Методика ознакомления дошкольников с историей родного города.
Мы живём в одном из старейших городов Верхней Волги. В 2015 году нашему городу исполнилось 1078 лет. Он живописно раскинулся на высоком волжском берегу, к нему вплотную подходят сосновые леса. История его богата яркими и запоминающимися событиями. Широкой известностью пользуются замечательные памятники древнерусского зодчества, сохранившиеся в городе и его окрестностях.
Все приезжающие в Углич с интересом знакомятся с его достопримечательностями. Княжескими палатами, построенными пять столетий тому назад, с церковью царевича Димитрия, «что на крови», величественными постройками Воскресенского монастыря. Они любуются стройными шатрами Успенской церкви, названной народом за стройность и красоту Дивной, с огромным вниманием слушают рассказы о далёком прошлом верхне – волжской земли, о трагической гибели царевича, о «ссыльном колоколе» и о многом другом.
Наш Углич чистый, провинциальный городок, всё лето утопает в зелени, поэтому нельзя не любоваться, его красотами. Если и надо формировать у детей способности видеть красоту окружающего мира, то начинать надо со своего родного города, со своего родного края.
Углич – город памятник истории и культуры России. Его история связана с такими известными именами как: Иван Грозный, Борис Годунов, М. И Салтыков- Щедрин, И. С. Суриков, М. П. Чехов и т.д. Многовековая история города, его красота и очарование не раз вдохновляли художников, которые запечатлели город и события его истории в своих полотнах. Сейчас здесь живёт много талантливых людей, художников, поэтов, композиторов. Современный Углич – город мастеров, город учёных и реставраторов. И как если не история своего родного края поможет воспитать у детей чувство гордости за свой город, чувства уважения и глубокой признательности людям, живущим рядом. Углич богат и своими традициями. Всё это необходимо использовать в процессе воспитательно - образовательной работы с детьми.
Сегодня мы на многое смотрим по-другому, очень многое для себя открываем заново. Это относится и к прошлому нашего народа.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству. В них предыдущие поколения передали нам всё самое ценное из своих культурных достижений, «просеянных» сквозь «сито» веков.
В начале учебного года с детьми подготовительной группы говорили о Родине, что такое Родина для каждого из них. Пришли к выводу, что Родина – это, прежде всего родной Углич и всё, что с ним связано; родной дом: родители, родственники и предки, которых они никогда не видели, но хотят о них знать; это всё, что окружает их в повседневной жизни.
Вместе с ребятами решили больше узнать об истории своего родного края, о знаменитых и героических людях наших мест, в честь которых названы улицы города, о наших земляках, совершивших трудовые и боевые подвиги.
Провели родительское собрание, на котором пришли к неутешительному выводу о том, что многие из нас не владеют полной информацией и знаниями о своём родном городе, и чтобы восполнить этот пробел, активно включились в работу по данному направлению. Совместно разработали программу знакомства дошкольников с историей родного города под названием « Углич - Родина моя» по следующим разделам:
-история развития города;
-семья и её корни;
-героическое прошлое предков;
- современный Углич
К работе решили подключить педагогов и специалистов детского сада, сотрудников библиотеки, типографии, Угличского государственного историко - архитектурного и художественного музея, педагогов общеобразовательной школы №5.