Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2719 Конспект образовательной деятельности «Осенние фантазии»(Подготовительная к школе группа)

Опубликовано 24.06.2017

Вишнякова Наталья Николаевна
МКДОУ детский сад №5 "Росинка"

город Георгиевск Ставропольского края
музыкальный руководитель

Конспект образовательной деятельности «Осенние фантазии»

(Подготовительная к школе группа)


 Цель: Расширение опыта творческой деятельности детей, ориентированного на создание игрового образа.

               Задачи:

  1. активизировать умение детей, используя элементы творчества, развивать сюжет музыкального произведения, игры;
  2. развивать умение импровизировать танцевальные движения в соответствии  со словом, характером, динамикой  литературного произведения;
  3. развивать самостоятельность  в поиске способа передачи в движении словесного и музыкального образа;
  4. закреплять умение соотносить  характер музыки с характером  танцевальных движений;
  5. закреплять умение правильно брать дыхание и распределять его на определённый отрезок времени;
  6. развивать вокальные способности,  ритмический слух, коммуникативные способности; продолжать учить играть в оркестре на шумовых инструментах.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная,  коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование: музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Вальс», «Октябрь», «Осенняя песня»,  А. Вивальди «Осень»; коллективная работа детей по ИЗО-деятельности на тему: «Ранняя осень», «Поздняя осень», разноцветные шарфы, шумовые музыкальные инструменты, паутина с паутинками, листы, фломастеры (по количеству детей).

Предварительная работа:

С детьми: - слушание музыкальных произведений;

- рассматривание иллюстраций картин художников на тему «Осень»;

                   - НОД образовательной области «Музыка» на тему:  «Композиторы об осени», интегрированное занятие на тему:« Осень на Кавказе»;

С педагогами: - консультация по созданию предметно – развивающей среды «Музыкальный уголок в группе»

 - консультация «Озвучивание стихотворения  об осени»;

- взаимодействие со специалистом по изодеятельности по созданию     коллективной работы детей.

С родителями:  - консультация по запросу: «Музыкальные инструменты своими руками»;

- привлечение к изготовлению шумового материала для озвучивания стихов;

- совместное творчество «Помоги паучку вернуться домой»(создание звуковой дорожки).

 

 

Содержание  образовательной деятельности детей

 

(Дети свободно входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Октябрь»,  свободно группируются около музыкального руководителя)

 

М.р:( поёт на мотив мелодии попевки «Осень на порог»)

Здравствуйте, ребята.

Видеть всех я рада!

Осень, осень за порог, осенинщикам пирог,

Птицы улетели, листья опадают, осень увядает!

Здравствуйте, ребята!

Дети:  (пропевают)  Здравствуйте!

М.р: Почему я так с вами необычно поздоровалась?..

Дети: Мы прощаемся с осенью. Идут последние осенние деньки.

М.р: Вам жалко с ней расставаться?

Дети:  Да!

М.р: И мне жаль... Давайте   вспомним, какой восхитительно красивой, удивительно  разной   бывает осень. Помогут нам в этом ваши рисунки, которые передала мне Наталья Анатольевна.

 

Слушание (способствовать развитию  умения  соотносить  характер музыки с характером  танцевальных движений.)

 

М.р: Вижу,вы прекрасно изобразили   всю полноту красок осени. 

Воспитатель включает запись.

М.р: Что помогло вам так живописно изобразить осень?

Дети: Нарисовать эти рисунки нам помогала музыка, которую мы с вами слушали.

М.р: Какие произведения  мы с вами слушали?

Дети: «Октябрь»,  «Осенняя песня» П. И. Чайковского и «Осень»  А. Вивальди.

М.р: Давайте  присядем на ковёр и  послушаем одну из этих пьес. 

 

(Дети слушают в записи отрывок из пьесы П. И.Чайковского «Октябрь»,  воспитатель добавляет звук. М/р показывает рисунок  детей.)

 

М.р: Вы узнали музыкальное произведение?

Дети: Прозвучал отрывок из пьесы П. Чайковского «Октябрь».

М.р: Верно, молодцы.  О чём  она?

Дети: О листопаде. О том, что птицы улетели. О скупом солнце.

М.р: А помните, какие удивительные слова для передачи образа осени нашла поэтесса Ирина Михайлова в своем произведении «Как обидно»? Давайте расскажем его.

 

Озвучивание стихотворения (способствовать развитию умения импровизировать танцевальные движения в соответствии  со словом, характером, динамикой стихотворения.)

 

Дети  с м/р  и воспитателем проговаривают первые строки  в соответствии с характером поэтических строк –

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья...

М.р: Молодцы, вспомнили начало стихотворения,  а сейчас предлагаю вам  рассказать его по цепочке. Только не забывайте передавать красоту поэтического слова в эмоциях.

1. Осень  длинной тонкой кистью                                         

(М/р жестом показывает, кто из детей  продолжает  читать стихотворение)

Перекрашивает листья.

Красный,

Жёлтый,

Золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

2. А ветер щёки  толстые надул, надул, надул

И на деревья пёстрые подул, подул, подул.

3. Красный, жёлтый, золотой...

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно.

4. Листьев нет, лишь ветки видно.

 

М.р: Молодцы, вы очень эмоционально  рассказали стихотворение. Ребята, если нет карандашей и красок, мы можем нарисовать это стихотворение? Каким образом?

Дети: Жестами, звуками, движениями.

М.р: А что мы можем взять в помощники?

Дети: Атрибуты, шумовые инструменты.

М.р: Закрыли на минутку глаза, подумали, кем вы хотите быть: листочками или ветром- музыкантом ,..  подумали,..   открыли глаза ... и  взяли  необходимые атрибуты                

(Воспитатель помогает детям взять атрибуты и инструменты).                                                         ... Я вижу листики, я вижу ветер. Всех в рисовании осени мы учли? Кого не хватает?

Дети:  Осени!

М.р: Давайте осень выберем закличкой.  Кто из вас мне поможет?..

 

(Вызывается желающий ребёнок, он, как считалочкой, попевкой- закличкой выбирает осень

 

(Звучит запись музыки  «Вальс»  П.И. Чайковского

Дети  располагаются по залу. Стихотворение рассказывает музыкальный руководитель.)

 

  1. Осень  проходит между детьми – листиками, которые поочерёдно поднимают, играют своими шарфиками.
  2. Дети – оркестранты изображают ветер с  толстыми щеками, затем на  звук «Пф-у-у-у» резко выдыхают.
  3. Дети- оркестранты продолжают играть на инструментах, дети – листочки  танцевать.

4. Дети   плавно опускают шарфы на пол, встают с поднятыми вверх руками.

( Воспитатель выключает запись и уходит за дверь. Ребенок незаметно убирает атрибуты.)

 

М.р: Мы  были замечательными художниками – прекрасно изобразили листопад движениями и музыкой.  У нас с вами получилась  восхитительная  живая осенняя картина.

 

 Дыхательное упражнение (развивать умение правильно брать дыхание и распределять его на определённый отрезок времени. В зал заходит воспитатель с паутиной в руках.)

 

М.р: Ребята, посмотрите, подул сильный ветер и принес нам паутинку. В какое время осени появляются летающие паучки?

Дети: В чудесный период, который называется «Бабье лето».

М.р: Чем ещё примечательна   эта пора?

Дети: Тёплым солнцем, сухими погожими деньками.

М.р: Сегодня мы с вами можем поиграть с прилетевшими к нам паучками. Для этого каждый аккуратно возьмет себе паучка на паутинке, и...  приготовились играть -    у кого дальше улетит паучок. Не забываем все вместе вздохнуть по моему жесту, а потом не спеша дуть тонкой струйкой воздуха на паучка.

 

(Дети берут паутинки с паучками. Проводится дыхательное упражнение.)

 

М.р: Молодец, Маша, твой паучок  летел дольше всех. А Никита сегодня умница – соблюдал правила игры, когда ветерок у Никиты перестал дуть, то паучок сразу опустился вниз. Давайте вернём паучков на место и вспомним  про них песенку. Кто напомнит нам, как она называется?

Дети: «Паучина».

 

 Песенное творчество (продолжать развивать  умение самостоятельно импровизировать окончание песни.)

 

(Дети возвращают паутинки на место и поворачиваются лицом к м/р. М/р задаёт тон песенки.  Дети исполняют  песенку «Паучина».)

 

М.р: Ребята, споём песню ещё раз, внимательно слушайте как вместе с  нами поёт пианино, рот у нас кругленький, хорошо открыт, чтобы звук летел вперёд.

 

(Песня пропевается под аккомпанемент фортепиано. Воспитатель поёт рядом с детьми,  корректируя  взглядом  осанку детей или жестом показывая кому- то из детей открыть кругло рот.)

 

М.р: Ребята, вспомните, что я вам предложила придумать  вместе с мамой?

Дети: Помочь паучку найти дорожку  домой. Придумать новую музыкальную дорожку.

М.р: Какие дорожки бывают? 

Дети:  Вверх, вниз, прямая, волной.

М.р: Вы обратили внимание- в паутине запутались листы с картами.

 

(М/р достаёт из паутины листы с изображением паутины, паучка и его домика.)

 

М.р: Возьмите карандаши и нарисуйте дорожку, какую придумали с мамой для паучка.

 

(Детям раздаются листы и карандаши. Ребята, сидя на ковре, рисуют дорожку. Вместе с ними рисует М/р. Воспитатель, проходя сзади детей, корректирует их работу.)

М.р: А теперь поднимитесь и покажите всем вашу дорожку. Ребята, чью дорожку мы пропоём?..

 

(Дети отвечают, ещё раз поётся песня «Паучина», но с окончанием, которое выбрали дети.)

 

М.р: Молодцы, вы правильно передали мелодию выбранной дорожки.  Давайте вернём их паучку.

 

(М/р собирает рисунки обратно в файлы и прикрепляет на паутину.

 

Ритмический танец  (продолжать развивать ритмический слух, коммуникативные способности детей.)

 

(Воспитатель играет на металлофоне  звуки дождя.)

 

М.р: Ребята, вы слышите? Что это за звук?

Дети: Это дождик шумит.

М.р: Как вовремя укрылись наши паучки. А для чего дождик нужен?

Дети: Чтобы напитать землю водой.

М.р: Давайте возьмём капельки в ладошки и вместе с ними станцуем.  Кто   поймает капельку – присядет на коврик. Слушайте внимательно музыку и старайтесь танцевать также ритмично, как  она звучит.

 

(Воспитатель играет звуки дождика, дети ладошками «ловят» капельки и  присаживаются на ковёр парами, лицом друг к другу.

М/р играет на инструменте муз. пьесу, дети танцуют «Дождик ладошками».)

 

Пение и игра на ударных инструментах (способствовать развитию умение играть в оркестре на шумовых инструментах.)

М.р: Какой весёлый у вас получился дождик.  Но в природе всё идёт своим чередом. Вот и осенью: то время солнцу ярко светить на небе, то время птицам улетать в тёплые края, и нам время песню вспомнить про это.    Что это за песня?

Дети: Песня «Осенняя».

М.р: Напомните мне, пожалуйста, эту песню...

 

(Дети все вместе без музыкального сопровождения пропевают первый куплет песни.)

 

М.р: А кто нам скажет, как надо исполнять эту песню чтобы передать её характер, чтобы она звучала правильно?

Дети: Надо звонко петь легким звуком ,четко пропевать слова, голосом и мимикой   показать  настроение.

М.р: А сопровождением каких музыкальных  инструментов можно  украсить песню?

Дети: Можно играть на палочках, кубиками, на ложках.

М.р: Посмотрите, что я сегодня приготовила для вас?

 

(Дети подходят к столу и берут палочки.)

 

М.р: Регина, напомни , как надо играть на палочках.

 

(Регина  играет на палочках.)

 

М.р: Ребята, вы обратили внимание, как ритмично играла Регина? Вы  сейчас также постараетесь.

 

(Исполняется песня «Осенняя».)

 

   Этюд(продолжать способствовать развитию умения самостоятельности в поиске способа передачи в движении словесного и музыкального образа.)

 

М.р: Вы сегодня очень интересно исполнили песню «Осенняя». Положите инструменты на стол и подойдите ко мне...  Дети, а вы ничего не слышите?..  А я услышала чей- то плачь. Это  наш вернисаж  загрустил.  Мы забыли про ещё один ваш рисунок.

 

(Дети подходят к картине, изображающую позднюю осень. Воспитатель включает запись, звучит музыка А. Вивальди «Осень».)

 

М.р: Вы узнали, какая музыка звучит?

Дети: Антонио Вивальди «Осень».

М.р: Под эту музыку с Кариной Геннадьевной вы  рисовали словами. Продолжим с вами необычное рисование живой картины поздней осени и добавим танец, украсим движениями. Возьмите нужные атрибуты и ... рисуем вместе под музыку Вивальди.

 

(Дети разбирают атрибуты и свободно группируются в зале. Включается запись музыки. Дети исполняют этюд «Поздняя осень».)

М.р: Наступила поздняя осень. Солнышко изредка  пробегает своими лучами по макушкам деревьев. Последние листочки спешат покинуть ветки и хотят улететь вслед за птицами. Осенний ветерок своим дуновением напоминает о приближении холодов. Тонкая осинка прозябла и дрожит. Дуб стоит величаво и гордо сбрасывает свои жёлуди – будут расти новые дубочки. Орех торопится сбросить листья и подготовиться к зиме. А вот и белка прискакала к ореху, и подбирает последние орехи. И внизу шуршит по опавшей листве ёж, он нашёл яблоко и спешит принести его в нору, чтобы там съесть и залечь в зимнюю спячку. Вот и  дождик, не переставая, бьёт по последним листикам на деревьях, гонит их вниз. Чтобы землю укрыли.

М.р: Молодцы, какие вы талантливые артисты.

(Ребенок убирает атрибуты)

 

 Рефлексия

 

М.р: Удивительное время – осень. И как по- разному её  изображают: поэты – словом, композиторы – музыкой, художники – красками. А как вы сегодня передавали, изображали осень?

Дети: В песне, в рисунке, в танце, в игре, в этюде.

М.р: Верно, а помогали нам в этом музыка, стихи, ваше  творчество и старание. Ребята, а  вы не заметили  - на деревьях есть листики? А паучки на улице  летают сейчас? Предлагаю вам выйти на прогулку, и убедиться в своих предположениях.А я с вами не прощаюсь, жду следующей встречи.

До свиданья, дети!

Видеть была рада,

Как вы все старались

Осень вспоминая.

До свиданья, дети!

 

(Дети пропевают ответно «До свиданья». Дети под   музыку  А. Вивальди выходят из зала.)