Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2711 "Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением зрения"

Опубликовано 21.06.2017

Масолова Людмила Васильевна

МБДОУ № 201 "Детский сад компенсирующего вида"

город Кемерово, Кемеровская область
старший воспитатель

 

Воспитание сенсомоторной культуры  детей с нарушением зрения

 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

 Сухомлинский В.А.  

              Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.

          Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

          Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания

дошкольников.

          Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец,  и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

          Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение)  задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.   И.П. Павлов  выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.   Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и  восприятий.

          Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного  развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.  

          Актуальность этой темы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.

Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения, затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т. е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Проблема: Недостаточно эффективно используются игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Причины:

1. Педагоги ДОУ не используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Недостаточно создано условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Недостаточное понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Цель: Эффективное использование игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Задачи:

1. Мотивировать педагогов к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Развивать компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Мероприятия:

I.

Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

Консультировать педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с нарушениями зрения»

Дать рекомендации для воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию у дошкольника»

Планировать совместную коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных моментах

В результате проведения педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов у детей.

II

Изучить коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Разработать рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному развитию»

Создать картотеку игр и упражнений по сенсомоторному развитию

III

Консультировать родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»

Разработать практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию сенсомоторики в домашних условиях:

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»

«Развитие тактильной чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)

Организовать выставки игр и упражнений

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр и упражнений

 

 

Продукт:

  • комплект методических рекомендаций для педагогов
  • картотека игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
  • копилка дидактических игр
  • комплект методических рекомендаций для родителей

Ожидаемый результат:

  • Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с нарушением зрения.
  • Создание оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств

Критерии эффективности:

  • повышение уровня развития зрительного восприятия;
  • овладение ориентировкой в окружающем пространстве;
  • повышение уровня развития слухового восприятия;
  • повышение уровня развития осязания и мелкой моторики;
  • повышение уровня развития зрительно-моторной координации.

Обследование уровня сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).

Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:

специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство

подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков

использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)

создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

В коррекционной деятельности с тифлопедагогом

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Список литературы

1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. Просвещение, 1991.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М, - 2008

3. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М. : Школьная Пресса, 2007

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Beнгеpa.- М. : Просвещение, 1978.

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009

6. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.

7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;

8. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.

9. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М. : РАОИКП, 1999

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1997. – С. 3-158.

11. Рудакова Л. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - М., 1995.

12. Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002.

13. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

14. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Образование, 1995

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Игра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зрения

 Цель: развитие зрительного восприятия детей. Задачи: - развивать умение детей узнавать предметы,.

Игры с лупой для детей с нарушением зрения

Увеличительное стекло лупы позволяет компенсировать зрительные возможности детей с патологией.

Консультация для воспитателей «Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения»«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее.  Идет развитие духовного мира.

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения.

             Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.