Петренко Людмила Григорьевна
воспитатель высшей категории
МБДОУ № 25 «Теремок» г. Невинномысск Ставропольского края
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
ОО «Познавательное развитие» по ФЭМП
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в страну Знаний математики»
Программное содержание.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи;
- Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
- Упражнять в счете в пределах 20 в прямом порядке;
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- Закреплять знания о составе числа 10 из 2-х меньших чисел.
Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальная работа; изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал к НОД: доска, мяч, карточки «Домик – состав числа 10», геометрические фигуры, карточки с заданием «Заполни недостающие цифры», демонстрационная схема для составления задач на сложение и вычитание, простые карандаши, смайлики по количеству детей, музыка из мультфильма «Паровозик из «Ромашково».
Методы и приемы:
- Наглядные (использование наглядного материала);
- Словесные (напоминание, указание, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- Практическая деятельность (составление и решение задач, работа с карточками);
- Индивидуальный подход;
- Использование литературного произведения.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер.
В. – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
В. – Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. – В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом (1 раз).
В. – Вы все будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.
В. – Дети, сегодня мы с вами отправимся в страну Знаний математики. Ребята, на чем можно путешествовать?
Д. – На автобусе, самолете, пароходе, поезде, велосипеде.
В. – Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде. Для этого мы должны купить билеты.
Игровое упражнение «Пропущенное число».
В. – Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой счет до 20. Сегодня у нас будут два пропущенных числа, их нельзя называть, а нужно хлопнуть в ладоши. Давай те назовем эти числа и поиграем.
В. – Вы, молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.
Звучит музыка «Паровозик из «Ромашково», дети проходят на свои места за столы.
В. – Чтобы в пути не скучать, мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку).
Игровое задание «Сначала подумай, потом ответь».
- У бабушки Даши внучка Маша,
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (Ответ: 1)
- На дереве сидят 4 птицы:
2 воробья, остальные синицы.
Сколько синиц? (Ответ: 2)
- 9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Сколько грибов принес Вадим? (Ответ: 10)
- Петух на одной ноге весит 4 кг.
А сколько он весит на двух ногах? (Ответ: 4 кг.)
- С одного берега на другой переплывают утята и цыплята.
Кто первым доберется до берега? (Ответ: утята, цыплята не умеют плавать).
- В поле сосна, на сосне 3 ветки,
На каждой ветке по 2 яблока.
Сколько всего яблок? (Ответ: ни одного. На сосне растут шишки.)
В. – Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки.
Станция «Геометрические фигуры».
Игровое задание «Какая геометрическая фигура лишняя?»
- Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник (ответ: круг, у него нет углов).
- Круг, овал, треугольник (ответ: треугольник, у него есть углы).
- Круг, прямоугольник, треугольник одинакового оранжевого цвета и трапеция сиреневого цвета (ответ: трапеция, она сиреневого цвета).
В. – Станция «Веселый городок». Ребята, посмотрите, какие красивые домики!
Схема демонстрационная
В. - Они необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома, а все дома в этом городе с цифрой 10. Заселите домики числами.
- Как разделить число 10 на 2 меньших числа?
- Сколько нужно добавить жителей, чтобы получилось число 10?
Воспитатель показывает таблицу «Засели домик» и с детьми обсуждает варианты: 9 и 1; 8 и 2; 7 и 3; 6 и 4; 5 и 5; 6 и 4; и т. д. Как много у нас вариантов состава числа 10.
10
|
Раздаточный материал
1
|
|
|
8
|
3
|
|
|
6
|
5
|
|
|
4
|
7
|
|
|
2
|
9
|
|
Дети заполняют самостоятельно карточки.
В. – Молодцы! Хорошо справились.
Физкультминутка.
В. – Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись,
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
И до десяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
В. – Поедем дальше! (звучит музыка)
Станция «Задача»
В. – Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.
Заселите домики числами.
< >Как называется та часть задачи, в которой о чем – то спрашивается, есть неизвестное? (Вопрос)Как называется та часть задачи, в которой о чем – то или о ком – то рассказывается? (условие)Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? (Ответ)Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное? (Решение)Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ? (Задача)
На доске представлены схемы задач.
|
|
В. – Составьте задачу по схеме. Назовите: условие, вопрос, решение, ответ задачи. (Составление задач детьми).
Станция «Цифровая».
В. – Какое интересное задание приготовили для нас. Оно называется «Заполни недостающие цифры». У каждого из вас есть карточка с цифрами. Она разделена на две части – левую и правую. В левой части все цифры живут в своих домиках, а в правой части цифры потерялись. Вам надо заполнить пустые квадратики недостающими цифрами. Дети, будьте внимательны! (Самостоятельная работа детей).
В. – Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка).
В. – Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний математики». Вам понравилось путешествие? У меня есть волшебный мячик, и он поможет нам вспомнить, что же интересного было на нашем занятии (дети передают мячик и перечисляют, чем они занимались). Вы, молодцы, мне очень понравилась ваша работа на занятии, и я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.
Воспитатель хвалит детей. Дети прощаются с гостями.