МБДОУ Д/С № 61 «Тропинка»
Воспитатель: Цивилева Надежда Романовна
НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Путешествие лисы в сказку»
СКАЧАТЬ (с картинками)
Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
Задачи
1.Образовательные:
учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
2.Развивающие:
развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
3.Воспитательные:
воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к животным.
Оборудование и материалы: Игрушка лисы, декорации (деревья), мнемотаблицы.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Наблюдения в природе
Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»
Рассматривание книг про животных
Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных
Чтение потешек: «Зайцы скачут, скок, скок», «Сидит, сидит зайка»
Работа с мнемотаблицами.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: (Стук в дверь). Лиса.
-Ребята, кто это к нам в гости пришел? Как вы догадались, что это лиса? (у неё длинный , пушистый, рыжий хвост).
Лиса:
-Здравствуйте, ребята. Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют?
(Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисонька, лиса - всему лесу краса).
Лиса: - Я такая красивая, а кто меня сможет описать?
3. Беседа.
Воспитатель: - А теперь, ребята, присаживаемся на пенёчки (стульчики) и давайте попытаемся описать нашу гостью ( беседа проводится с более слабыми детьми, а сильные дополняют).
- Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).
-Хорошо, а что вы нам расскажете о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).
-Молодцы! А что расскажете нам о хвосте лисы? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).
-А как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).
Молодцы, а есть ли у лисы враги? Кто?
Воспитатель: -Лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.
(Один ребёнок рассказывает)
Лиса – это не домашнее животное, а дикое. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост - большой и пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса выкармливает их молоком. Лиса – хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.
Лиса: -А вы только обо мне умеете рассказывать?
Воспитатель: нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка).
-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика (Заюшкина избушка).
4. Игра с загадками.
Воспитатель: - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.
1) Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (заяц)
А кто назовёт мне всю семью зайца? (мама – зайчиха, детёныши – зайчата, папа – заяц)
2) Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (медведь)
3) Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (петух)
4) У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я (собака)
5) Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки
Зовут меня (лягушка)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)
5. Физминутка.
-Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?
-Тогда встаем возле стульчиков. Игра называется «Мартышки».
Мы веселые мартышки (улыбаются)
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем (хлопают),
Мы ногами топаем (топают).
Надуваем щечки (надувают щечки),
Скачем на носочке (подскоки на месте).
И друг другу даже, языки покажем (показывают языки).
Дружно прыгнем к потолку (подпрыгивают вверх),
Пальчик поднесем к виску (подносят пальчик к виску).
Шире рот откроем (открывают рот),
И гримасы все построим (строят гримасы).
6. Моделирование сказки.
Воспитатель: - Вот мы немного отдохнули, а сейчас , лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя. ( садятся на стульчики).
Какие геометрические фигуры нарисованы?
-Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Расскажите, как можно начать сказку?
Жили-были …
Встретил по пути…
Сидит плачет, а навстречу ему…
Вдруг видит – идет по лесу…
-Какими словами можно закончить сказку?
7. Подведение итогов.
-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми).
Лиса: Ребята, мне очень понравились ваши рассказы я всё поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.
(Прощается уходит).