Кадерлеева Кадрия Камилевна
МБДОУ д/с №63 "Буратино" г. Ульяновск
воспитатель
Консультация для родителей "Пальчиковые игры"
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)
Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Только вместе с семьей мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития ребенка. Как же помочь ребенку, как с ним общаться и играть, как и чему учить, чем занять?
Давайте попробуем вместе помочь детям в речевом развитии и займемся пальчиковыми играми и упражнениями.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, фантазию. Вообще, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Логопедами и педагогами разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
С 1,5 лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. Кусочки ткани, с пришитыми пуговицами разных размеров тренируют эти навыки.
В 1,5-2 года нужно давать ребенку карандаш, использовать его по назначению.
В 2 года подарите конструктор «Лего», пусть он станет другом вашего малыша на долгие годы.
В 2,5 года познакомьте малыша с мозаикой – это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.
В 3 года пора «подружиться» с ножницами и пластилином. Покажите способы работы с ними.
К 4,5 годам научите ребенка правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки, уверенно держать карандаш, заштриховывать картинку, не выходя за контур.
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с закрытыми глазами, с показом у себя и у других. Хорошо владеть карандашом, соединять точки по точечным линиям, «писать» графические диктанты, вырезать по контуру, лепить. К школе каждый пальчик ребенка должен быть самостоятельным и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а, значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны пальчиковые игры.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
- обсудить ее содержание, объяснить незнакомые слова, применяя картинки, игрушки.
-все упражнения необходимо выполнять ежедневно.
-указания должны быть спокойные, четкие.
-выполнять упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- текст разучивается постепенно, соотнося слова с движениями.
- никогда не принуждайте ребенка, следите, чтобы не было передозировки.
-стимулируйте детей, поощряйте успехи.
- старайтесь, чтобы в игру вовлекались все пальчики ( особенно безымянный и мизинчик – они совсем ленивые).
Многократное повторение станет радостным, интересным, даст положительный результат, особенно, когда с малышом занимаются самые главные люди в его жизни – мама и папа.
Удачи Вам!