Детско-взрослый проект «Здоровые зубы — наша гордость»
Подготовила воспитатель
МБДОУ Детский сад № 194 «Родничек».
Форостяная Людмила Николаевна.
Актуальность: Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России. Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта. Учить детей ухаживать за полотью рта никогда не поздно. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы и десны в здоровом состоянии в будущем поможет вам избежать многих проблем.
Если чистка зубов, использование зубной нити и посещение стоматолога для вас занятия нерегулярные, и вы постоянно пытаетесь отложить эти мероприятия на потом - помните, вы подаёте плохой пример своим детям.
Проблема: В нашей группе у многих детей проблема с зубами и многие не желают ухаживать за полостью рта. Родителям часто приходится обращаться к стоматологу.
Цель: формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить ребят со строением и основными функциями зубов (пережёвывание пищи, проговаривание звуков), правилами ухода за зубами, причинами заболевания зубов;
- формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта;
- воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы; доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета;
- расширить педагогическую грамотность родителей.
Предполагаемые результаты:
- наличие у детей знаний, соответственной возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;
- овладение детьми элементарными умениями и навыками в правильном уходе за полостью рта;
- наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога;
- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Тип проекта:информационно-практико-тематический
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Этапы:
I этап – подготовительный: разработка проекта, подбор методической литературы, информационно-технологических средств.
Содержание работы:
- Постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания.
- Сбор информации о гигиене полости рта (подбор иллюстраций по теме, подбор и разработка дидактических игр, разработка консультаций для родителей, изготовление памяток для родителей, подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок, подготовить выставку принадлежностей по уходу за зубами).
- Выяснить уровень знаний детей, родителей о гигиене полости рта.
II этап – практический: реализация проекта по плану, включая занятия, игры и другие виды деятельности.
Образовательная область |
Мероприятие по реализации проекта |
Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
СОД «Здоровые зубы – каждому любы» (приложение 1) |
Научить детей правильно ухаживать за зубами; объяснить, почему нужно беречь их с детства; формировать потребность в сохранении зубов. |
Беседа «Для чего нужно чистить зубы» (приложение 2) |
Выяснить понимание детей о значении ухода за зубами. |
|
Беседа «Питание и здоровые зубы» (приложение 3) |
Сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. |
|
Беседа «Профессия врач-стоматолог» (приложение 4) |
Познакомить с профессией стоматолога, воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом- стоматологом. |
|
Дидактическая игра «Что есть во рту» |
Называть части полости рта, описывать их. |
|
Ситуативный разговор «У тебя заболел зуб после того, как ты съел много конфет» (приложение 5) |
Закрепить знания ребят о правилах прима сладкой пищи.Учить находить выход в создавшейся ситуации, закреплять знания о том, что после еды необходимо полоскать рот. |
|
Сюжетно-ролевая игра «В кабинете у врача-стоматолога» |
Закреплять в ходе игры знания о работе стоматолога |
|
Разучивание пословиц, стихов, загадок (приложение 6) |
|
|
Театрализованная деятельность «Медведь - сладкоежка» (приложение 7) |
Закрепить знания ребят о правилах приёма сладкой пищи. |
|
Познавательное развитие |
Дидактическая игра «Цепочка действий» |
Отрабатывать навык последовательности правил ухода за полостью рта. |
Дидактическая игра «Закончи предложение» |
Закреплять знания детей о правилах сохранения зубов красивыми и здоровыми. |
|
Дидактическая игра «Полезно - вредно» |
Закреплять знания детей о полезной и вредной пищи для здоровья зубов. |
|
Дидактическая игра «Какие у нас зубы» |
Формировать понятие о строении зубов и их функциях. |
|
Виртуальная экскурсия «В кабинет стоматолога» |
Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом-стоматологом. |
|
Просмотр презентаций (ИКТ): «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза» |
|
|
Познавательно-исследовательская деятельность: самообследование, обследование муляжа челюсти человека; опытно-экспериментальная деятельность «Влияние кислоты на зубную эмаль» |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность: Рисование «Здоровый и больной зубик»; Лепка «Зуб»; Аппликация «Помощники Королевы Зубной щётки» |
|
Чтение художественной литературы: П. Прядко «Доктор маме говорил»; Джулия Рум «Чистим зубки»; Н. Зубарева «Крокодил не чистил зубки»; М. Генин «Симпатичный акулёнок»; В. Черняева «Только что от пасты толку?»; Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка». |
|
Создание развивающей предметно-пространственной среды:
-создание в группе предметной среды - «фона» для эвристической и поисковой деятельности;
- оформление игротеки дидактических игр;
-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В кабинете у врача-стоматолога».
Практическая деятельность:
- Полоскание рта
Задача: учить правильно полоскать рот.
Работа с родителями:
Задачи:
- ознакомление родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов;
- выполнение рекомендаций по организации профилактической работы с целью снижения частоты заболеваний кариесом.
1. Привлечение родителей к оформлению уголка принадлежностей по уходу за зубами.
2. Памятка «Содержите в чистоте зубную щетку», «Как защитить детские зубы от кариеса», «Если ребенок боится стоматолога»
3. Выступление детей «Медведь – сладкоежка».
III этап – Заключительный
- Выставка детских рисунков на тему: «Как не встретиться с кариесом»;
- Выставка гигиенических принадлежностей;
- Коллаж «От улыбки станет мир светлей» (фотографии с улыбающимися детьми).
Используемая литература:
- ФГОС ДО;
- http://festival.1september.ru/articles/312084/
- http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4898.html
- Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М. :МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с. : ил.