Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2766 "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с нарушением речи по теме "Домашние птицы".

Опубликовано 18.07.2017

Милашевская Надежда Валерьевна
учитель-логопед МБДОУ № 172 г. Иркутск


"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с нарушением речи по теме "Домашние птицы".

 

Лексическая тема: Домашние птицы.

 

1.Развитие общей моторики, речь с движением.

«Наши уточки с утра "кря-кря-кря"-идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Наши гуси у пруда-"га-га-га"-идут по кругу, вытянув шеи вперед и выставив руки -крылья назад.

Наши курочки в окно "ко-ко-ко"-останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

А как Петя –петушок рано, рано поутру нам споет "кукареку"—встают спиной  в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочках».

2.Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика  «Курочка»,  «Петушок»,  «Гнездо», «Птенчики в гнезде»,

3. Развитие артикуляционной моторики.

"Индюшонок"- Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук -л-.

"Индюки". Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».

4.Развитие мимических мышц, речевого дыхания, голоса.

Дыхательные упражнения:

«Надуть шарики»-щеки.

«Перекатывание шаров» - воздуха из щеки в щеку.

«Худенький Петя»- надуть-сдуть щеки.

Мимические упражнения: Показать:

Сердитого индюка.

Как отважная курица защищает своих цыплят от коршуна.

Испуганного цыпленка.

Как трусливый гусенок боится плавать.

Как петух готовится петь.

5.Развитие фонетико-фонематических процессов,

слоговой структуры слова.

Определение гласного звука в  односложном слове типа мак -мааааак- звук-а-

Слова: мак, лак, дом, пир, суп, сок, дуб, кит, кот, сад, ток.

Подбор слов с согласным звуком -н-, -нь-.

Повторы слоговых рядов со стечением согласных.

ква-квы-кво; пта-пту-пто; сва-сву-свы; кто-кту-кты.

Анализ и синтез прямого слога.

ма--м-,а-;  уп--у-,-п-.

Определение первого звука в слове, например машина (м), стол (с).

6 .Лексико-грамматические упражнения.

Словарь предметный: птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, курятник, птичник, хозяйка, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птицефабрика, птенцы, корм, наседка, несушка, двор.

Словарь действий: клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, высиживать, кудахтать, болботать, высиживать, пить, махать вылупляться, оберегать, кукарекать, заботиться.

Словарь признаков: крупный, мелкий, белый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный, резвый, бойкий, ловкий, смелый, разноцветный, домашний, водоплавающий, летающий, нелетающий, желторотый, рябой.

Словарь наречий: быстро, медленно, легко, жалобно.

1. Беседа по вопросам на  тему.

– Чей это дом? (Домашних птиц)

– Как  еще называют их дом? (Птицеферма)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– А что делают птичницы? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Части птицы

что есть у петуха  (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?"

петух –  кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,

4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;

5. Дидактическая игра "Один – много". 

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата.

6. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
утята (какие?) – шустрые.

7. Дидактическая игра "У кого что?".

у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

8. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусенок,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

9. Дидактическая игра "Считай-ка":

один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,
одна утка – 
одна курочка – 
одна гусыня – 
одно гнездо –

10. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья

11. Дидактическая игра "Хвастуны".

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,

у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

 

7. Развитие связной речи.

Составление предложений по картинам по теме.

Составление предложений со словом.

 

8.Развитие неречевых процессов, подвижные игры.

1.Отгадывание загадок по теме.

Удивительный ребёнок: 
Только вышел из пелёнок, 
Может плавать и нырять, 
Как его родная мать  (утенок)

 

Съем червя, попью водицы, 
Хлебных крошек поищу, 
А потом снесу яичко, 
Ребятишек угощу (курица)

 

По лужку он важно бродит, 
Из воды сухим выходит, 
Носит красные ботинки, 
Дарит мягкие перинки  (гусь)

 

Жёлтый одуванчик 
По двору идёт. 
Жёлтый одуванчик 
Зёрнышки клюёт (цыпленок)

 

 

2. Д/и «Кого не стало», «4 лишний», «У кого кто?»,  «Кто как кричит?»  «Найди маму».