Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2748 "Перспективы совершенствования педагогических условий для успешной адаптации детей к детскому саду"

Опубликовано 11.07.2017

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 22 Асбестовского городского  округа

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Перспективы совершенствования  педагогических условий для успешной адаптации детей к детскому саду»

 

                                                                                                                                                       Составитель:

Мартьянова Л.П.

                                                                                                                                                       воспитатель

 

Введение

 

        Стартовой площадкой вхождения ребенка раннего возраста в общество, социальное окружение  является его приход в детский сад . Поэтому  важно  как проживает  ребенок в адаптационный период, как научиться адекватному поведению (способность легко и точно  выполнять требования среды). Необходимо  так  организовать  образовательный процесс в адаптационный период и наполнить его  таким содержанием, которые обеспечат успешное (легкое) вхождение ребенка в новый для него мир – детский сад.

Изучив литературу и учитывая опыт работы пришла к выводу, что для  обеспечения легкой адаптации детей необходима целенаправленная, систематическая, спланированная работа в течение продолжительного времени взаимодействие с родителями.

          Таким образом, учитывая выше сказанное,  определены  основополагающие моменты  проекта по созданию условий дл успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского.

Целеполагания

Цель:  спроектировать работу по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи проекта:

1. Повысить профессиональную компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада.

2. Совершенствовать психолого-педагогические условия образовательного процесса  группы в адаптационный период.

3. Продолжить работу по совершенствованию системы работы с

родителями через установление раннего взаимодействия с родителями будущих воспитанников детского сада.

 

Этапы реализации

 Реализация  выделенных задач  будет осуществляться поэтапно: диагностический, основной и аналитический.

1 этап - диагностический

Задачи:

  1. Проанализировать уровень нервно-психического развития детей и  индивидуальных особенностей.
  2. Выявить мнения (знания) родителей о готовности  ребенка к поступлению в детский сад.

Мероприятия, направленные на решение задач:

- диагностика нервно-психического развития детей;

- анкетирование родителей

Предполагаемый результат:

           С учетом особенностей детей, поступающих в детский сад, спланирован индивидуальные маршруты прохождения адаптационного периода.  По результатам исследования ожидаемый результат адаптации детей.

 2 этап - основной

 Задачи:

1. Организация образовательного процесса группы, направленного на обеспечение легкой адаптации детей.

2. Совершенствовать предметно-пространственную среду, способствующую  легкой адаптации детей в условиях группы.

3. Установление  раннего взаимодействия с родителями.

 Мероприятия, направленные на решение задач

- составить план организации образовательной деятельности с детьми на адаптационный период

- внести в среду группы предметы эмоционально дорогие ребенку (любимые игрушки,  домашняя посуда, подушка, фото родителей и(или) близких и т.п.);

- составить перспективный план взаимодействия с родителями по вопросам обеспечения легкой адаптации  детей.

- наблюдение за прохождение детьми адаптационного периода

Предполагаемый результат

  Образовательный процесс выстроен на игровой деятельности, направленной на снятие эмоционального, психологического и физического напряжения.

В пространственно - предметную среду  внесены дополнения, которые  способствуют легкой адаптации детей.     

По итогам взаимодействия с родителями детей создан благоприятный климат для взаимоотношения с родителями и установлены доверительные партнерские отношения с ними.

3 этап - аналитический

Задачи:

  1. Проанализировать результаты работы.
  2. Разработать содержание деятельности на следующий период.

Мероприятия, направленные на решение задач

- оценка и анализ результатов адаптации детей группы

-Анкетирование родителей

Предполагаемый результат 

Отсутствие у детей тяжелой и очень тяжелой степени адаптации, увеличение случаев легкой адаптации  

                                                                  

                                                   

               С приходом  ребенка в детский сад  в его жизни  существенным образом меняются режим дня, питание,  характер общения и появляются новые  «стрессовые ситуации: отсутствие родителей (близких), постоянный контакт со сверстниками, новые взрослые и помещения, таящие в себе  много неизвестного. Все это «обрушивается» на ребенка  одновременно

              Медики, педагоги, психологи отмечают, что  период адаптации к условиям детского сада требует от ребенка большого нервного напряжения. Иногда период адаптации проходит настолько  тяжело, что малыш заболевает.

             Родители ищут причины в простуде или инфекции. Чаще всего  болезнь – ответная реакция ребенка на психоэмоциональное напряжение, которое угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Обычно  здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подвергают именно неподготовленного ребенка в любой новой для него обстановке.

            Одной из причин  катастрофического ухудшения здоровья  современных детей врачи считают сложность адаптации их к детскому саду. И меры по предоставлению  матери  возможности находиться дома  с малышом до трех лет эту проблему не решают.

             Медики уверены, что именно в раннем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь  с

матерью, малыши осознанно  переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь».

             К сожалению, в настоящее время  некоторые педагоги  и родители к этой проблеме  относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «ничего, переплачет». На самом деле характер  адаптации ребенка  раннего возраста  является  прогностическим тестом для характеристики  динамики  состояния его здоровья  в ходе приспособления  к условиям не только к детскому саду, но и к школе. 

           Таким образом, считаю данную тему актуальной, так как  адаптационный период очень важен для сохранения психического и физического здоровья детей.

            В своей практике выделяю проблему качественных условий, обеспечивающих  успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

            Для решения  выделенной проблемы мной определена цель  педагогической деятельности как создание  комплекса  условий, обеспечивающих успешную (легкую) адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада. 

          Для  достижения данной цели решаю  следующие задачи:

  1. 1.     Разработать программно-методическое обеспечение для организации образовательного процесса в адаптационный период детей раннего возраста.
  2. 2.     Сформировать предметно-пространственную среду группы, которая способствовала легкому прохождению  адаптации в условиях детского сада каждому ребенку
  3. Совершенствовать систему  работы с родителями через установление раннего взаимодействия.

       Сегодня стандарт  дошкольного образования в комплекс условий включает: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, а также, развивающая  предметно-пространственная среда.

Для себя я выделяю  несколько условий, на которые я могу повлиять как педагог. Первое – это  моя профессиональная компетентность. Поэтому  прежде чем предпринимать какие-либо «шаги» в работе по выделенной проблеме я изучила теоретические основы адаптации детей раннего возраста    к  детскому саду.   В результате        мной были определены основные психолого-педагогические условия при организации  адаптационного периода:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

- формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости;

- приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым

нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости;

- охрана и укрепление здоровья детей.

С учетом выделенных основ выстраиваю модель взаимодействия и установление эмоционального общения с ребёнком в период адаптации.

       С прихода мамы с ребенком в группу детского сада, при встрече с малышом ласково улыбаюсь и стараюсь расположить его к себе так, чтобы мои глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Ребенку протягиваю руки, если он идет на физический контакт, я завожу его в группу. Происходит закрепление положительных взаимоотношений.

Я использую любую создавшуюся ситуацию для того, чтобы ребенок

почувствовал мое расположение к нему. В следующий раз вместе с малышом прохожу к игровому уголку, к шкафам с игрушками, чтобы лучше рассмотреть их. Если малыш не хочет идти в группу, прижимается к маме, я приглашаю маму зайти в группу вместе с малышом. На протяжении всего времени знакомства с группой, мама находится рядом.

              В дальнейшем я постепенно начинаю больше принимать участие в одевании, раздевании, предлагаю малышу различные игры.

    Ребенок остается в группе 1,5-2 часа, но без мамы. В том случае, если адаптация проходит легко, я предлагаю оставить ребенка на обед, а потом и на сон. При укладывании ребенка спать в группе, стараюсь создать условия, приближенные к домашним.

    Заключительный этап адаптации ребенка начинается с того момента, когда малыш с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, остается на полный день.

    Таким образом, вся педагогическая деятельность в адаптационный период ребенка способствует созданию комфортного эмоционально-положительного отношения как ребенком, так и родителями к детскому саду.     

 Чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался в условиях детского сада (группы) необходима правильно организованная предметно-развивающая  среда. Это следующее условие, которое  я могу обеспечить.

            Окружающая среда ребенка, тот предметный мир, в котором ребенок проводит большую часть времени, придя в детский сад, так же оказывает существенное влияние на адаптационный период и развитие ребенка в этот период. Из всех принципов построение окружающей среды, в данном случае, особое внимание уделяется принципам доступности, дистанции и позиции, комфортности и эмоционального благополучия.

  Принцип доступности: игрушки находятся на уровне глаз ребенка. Принцип дистанции: взаимодействие и общение с детьми в игре, в других видах деятельности происходит на уровне глаза в глаза.

  Принцип комфортности: эмоционального благополучия заключается в том, что все игрушки в группе красочные, имеют привлекательный вид, больших размеров (неваляшки, пирамидки, карусель с погремушками, музыкальная мышь).

   В своей практике использую такие приемы, как игры с любимой домашней игрушкой, общение детей с мамой и папой через семейный альбом «Не скучай, малыш», по возможности, создаются условия, способствующие легкой адаптации вновь поступивших детей, которые проявляются организацией расположения предметов развивающей среды, рационального и логичного для детей.

  Содержание предметно-развивающей среды периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание комфортности и эмоционального благополучия ребенка, на обеспечение зоны ближайшего развития.

   Развивающая среда постоянно корректируется с учетом полученных результатов адаптации детей, которые выявляются при мониторинге вновь поступивших детей.

   Создание комфортныхпсихолого-педагогических условий не будет эффективной без поддержки  родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность .

          В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь поддержать и направить, дополнить их воспитательную деятельность.

         Представлено большое разнообразие форм, одни из них можно назвать традиционными, другие новыми, одни выполняют чисто информативную функцию, другие направлены  на активное общение всех участников образовательного процесса.

На мой взгляд, наиболее важным для взаимодействия в период адаптации являются формы, позволяющие собрать наиболее объективные сведения о ребенке и семье, способствующие продуктивному диалогу между родителями и воспитателем, помогающие донести необходимую информацию и получить ответную реакцию.

Анализ литературы также показывает, что практика, ориентированная на семью не может определяться только как набор форм. Скорее она требует придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать с ними. 

     В работах Свирской Л.  хорошо представлены основные принципы

ориентированные на семью.  На этих принципах я начинаю выстраивать свою работу с семьей будущих  воспитанников.

    По результатам анкетирования родителей, бесед с ними, оставляем прогноз возможной адаптации ребенка.

  Так же с учетом выявления особенностей развития и поведения ребенка начинаю работу с родителями по подготовке ребенка к детскому саду.

  Для этого мною разработаны и используются следующие консультации:

1)     «Режим дня». В первую очередь приблизить распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. И когда малыш идет в группу он так же, как все дети охотно сядет за стол, будет испытывать потребность в отдыхе, часы сна всей группы. Его не нужно будет переучивать и ломать неправильные привычки.

2)    «Питание дома и в детском саду» - в ней уделено внимание рациону питания ребенка, приучать к разнообразным блюдам (овощным, творожным), чтобы у них не появилось чувство настороженности, что может привести к отказу от пищи.

     3) «Ваш ребенок идет в детский сад»: обращаю серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, что положительно скажется на его самочувствии. Умение занять себя игрушкой поможет отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

          Сложилось уже в традиции  проведение:

   -  дня «Открытых дверей» для родителей  микрорайона. Это  дает  возможность

   родителям познакомиться с группой, с помещением детского сада и его

    сотрудниками.

 -  круглый стол по теме: «Если осенью в детский сад», цель которого

определить  роль  родителей в подготовке ребенка к детскому саду, их значение в

период адаптации ребенка к условиям детского сада.

                В результате родители имеют понимание о подготовленности ребенка к детскому саду, и владеют информацией о детском саде. Еще до прихода детей в группу я начинаю корректировать окружающую среду.

          Таким образом, учитывая выше сказанное,  определены  основополагающие моменты  моего педагогического проекта (приложение 1) по созданию условий дл успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи проекта:

1. Повысить профессиональную компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада.

2. Совершенствовать психолого-педагогические условия образовательного процесса  группы в адаптационный период.

3. Продолжить работу по совершенствованию системы работы с

родителями через установление раннего взаимодействия с родителями будущих воспитанников детского сада.

 

 

Список используемой литературы

1.   Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;

3.  Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.

5.    Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.

6.  Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.

7.     Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.

8.   Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.

9.   Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

10.  Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.

11.   Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.

12.   Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

13.    Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.

14.   Павлова Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. – 2007. – №