Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3625 "Консультация для родителей будущих первоклассников".

Опубликовано 15.02.2018

 

 

Консультация для родителей будущих первоклассников,

подготовленная воспитателем подготовительной группы    

 МБДОУ №21 «Земляничка» г.Димитровграда Ульяновской обл.

Осиной Оксаной Васильевной

 

Что значит «Быть готовым к школе»?

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»

 В.А. Сухомлинский

 

Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Всё ли мы делаем для того, чтобы он успешно и в кратчайшие сроки адаптировался к жизни в школе? Эта тревога передаётся детям.  Переход в школу – это граница двух великих эпох в жизни ребёнка. Чем меньше времени занимает переход, тем сильнее адаптационный стресс. 

 Существует семь видов готовности к освоению школьной программы.

 Физическая готовность - это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к школе. Школьные занятия - это многочасовое сидение согнувшись за письменным столом в классе и дома. Занятия в детском саду  содержат максимальное количество движений, направленные на развитие координации, осанки, правильного дыхания, мелкой и крупной моторики. Занятия с дошкольниками  упреждают интеллектуальную утомляемость, служат поддержанию хорошей физической формы. На занятиях  присутствуют  игры на развитие остроты зрения и слуха ребёнка, игры на внимание, игры на развитие психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания).

Мотивационная готовность ребёнка – это готовность номер два. Как показывает опыт, психолого-педагогическая работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей ещё не означает повышения их готовности к обучению в школе. Специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации - изучения и принятия школьной культуры ребёнком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Дети нашей группы уже были на экскурсии по школе, где  представилась возможность посидеть за школьной партой, походить между стеллажами книг в библиотеке, посетить компьютерный класс, заглянуть в спортзал, в столовую.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе, готовность номер три, предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением

• содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций - последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля) -это четыре, проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем, в различных сообществах сверстников и взрослых.

Пятая готовность- коммуникативная готовность  проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения - словесного и невербального, межличностного и делового. На развивающих занятиях детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Ребенок должен принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего, координировать с ним свои действия.

Общеличностная готовность ребенка - это самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в детсаде происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится игрушками с ними, сладостями, карандашами. Эффективность социальной готовности ребенка складывается из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. На занятиях сочетают интеллектуальную подготовку дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально - волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолеть те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением не интересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

И так: если ребенок обладает всеми семью факторами готовности к школе, то его переход в новые условия жизни пройдет легко и с интересом.         Желаю удачи и успехов!


 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

 

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17.  Прочти стихотворение.

18. Знания математики:

- счёт до 10 (20) и обратно

- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

- решение задач на сложение и вычитание

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

 

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?