Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3392 Конспект НОД "Воздух вокруг нас"

Опубликовано 24.12.2017

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

 

 

НОД

 

«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»

 
 

(старшая группа)


 

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.

 

Цель: формировать знания детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные: - Закрепить представление детей о воздухе, познакомить детей с его свойствами.

- Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;

Развивающие: - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;

 - Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные: - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.

- Воспитывать интерес к экспериментированию.

 - Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

Коррекционные задачи: - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.

Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей»,  дидактическая игра «Живая и неживая природа», отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Подуем на плечо», физминутки «Ветер», наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование:  кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт.,  стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики, емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки  «Солнечные лучики», «Полет бабочки»).

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться  в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и  встречают Машу)

Машенька: Здравствуйте.  Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, Мишкины  загадки разгадать.

Дети: Загадывай, Машенька! А мы постараемся.

Вот первая загадка: Подарил мне Мишка  ведёрко с ягодами. Ягоды велел высыпать, а что в ведёрке осталось – ему показать. Только что же ему показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами, и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Маша, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.

Воспитатель,– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

(ответы детей)

А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений.

 

Опыт №1 «Воздух существует»

 

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

(Ответы детей)

Дети: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Воспитатель: Интересно, как же это получилось?

(Ответы детей)

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.

(Провожу опыт)

Дети и Маша: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Маша, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Машенька, отгадка на первую загадку.

Вывод: в пустом ведёрке находится, воздух.

Воспитатель: Воздух заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Значит он какой? (невидимый)

 

Опыт №2. «Как поймать  невидимый воздух

 

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарикВоздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.

Маша: Вторая загадка: спрашивает меня Миша: без чего я не могу жить?

Воспитатель: А ты, Маша, попробуй не дышать.

Маша: Как, совсем?

Воспитатель: Хоть минуточку!

Маша: Никогда не пробовала. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?

Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Д/и «Кому нужен воздух» (подбор картинок)

Вывод: Замечательно! Вот Маша ответ на твою  загадку: человек не может жить без воздуха!

А чтобы убедиться в том, что воздух не только вокруг нас, предлагаю  перейти к следующему опыту.

 

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

 

Воспитатель: Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинайте.

 (Проводится опыт с комментариями)

Как вы думаете, почему в воде оказались пузырьки? Можно ли сказать, что воздух был внутри нас?

Вывод: Воздух не только вокруг нас, но и внутри человека.

Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»

Маша: Почему-то мне жарко? И это третья Мишкина загадка.

Воспитатель: Мы поможем её разгадать.

 

Опыт№4 «Тёплый - холодный»

 

Воспитатель: Что обогревает нашу комнату? (батареи, вентилятор)

Предлагаю убедиться в том, что согревает воздух в комнате и человек.

Дети вдыхают через нос и выдыхают на ладонь через рот.

Вывод: вдыхаем холодный воздух, а выдыхаем тёплый.

 

Опыт№5 «Движение воздуха»

 

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Где это можно увидеть в природе?

Как вы догадались? Предлагаю убедиться в этом.

(На ладони снежинка-взмах веером и снежинка падает…)

Вывод: воздух двигается.

Маша: и ещё одна загадка от Мишки «Имеет ли воздух запах?»

 

Опыт№6 «Воздух переносит запах»

 

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. (банка с апельсинами закрыта)Открываем баночку и воздух донёс до наших носиков запах апельсина.

Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

 

Воспитатель Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.

(Ответы детей)

(Итог) Стихи

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть.

Маша благодарит и дарит детям шары.