МБДОУ детский сад № 9
Г. Ярцево Смоленская обл.
НОД
«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»
(старшая группа)
Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.
Цель: формировать знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные: - Закрепить представление детей о воздухе, познакомить детей с его свойствами.
- Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;
Развивающие: - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные: - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
- Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
Коррекционные задачи: - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.
Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей», дидактическая игра «Живая и неживая природа», отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Подуем на плечо», физминутки «Ветер», наблюдение на прогулке за ветром.
Оборудование: кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт., стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики, емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки «Солнечные лучики», «Полет бабочки»).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и встречают Машу)
Машенька: Здравствуйте. Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, Мишкины загадки разгадать.
Дети: Загадывай, Машенька! А мы постараемся.
Вот первая загадка: Подарил мне Мишка ведёрко с ягодами. Ягоды велел высыпать, а что в ведёрке осталось – ему показать. Только что же ему показывать? В ведёрке-то пусто!
Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами, и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Маша, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.
Воспитатель,– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
(ответы детей)
А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений.
Опыт №1 «Воздух существует»
Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?
(Ответы детей)
Дети: Конечно, обязательно.
Воспитатель: Давайте проверим.
(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)
И что же мы видим? Салфетка сухая.
Воспитатель: Интересно, как же это получилось?
(Ответы детей)
Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.
(Провожу опыт)
Дети и Маша: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Маша, проведем опыт с твоим ведёрком.
(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)
Воспитатель: Вот тебе, Машенька, отгадка на первую загадку.
Вывод: в пустом ведёрке находится, воздух.
Воспитатель: Воздух заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Значит он какой? (невидимый)
Опыт №2. «Как поймать невидимый воздух?»
Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.
Маша: Вторая загадка: спрашивает меня Миша: без чего я не могу жить?
Воспитатель: А ты, Маша, попробуй не дышать.
Маша: Как, совсем?
Воспитатель: Хоть минуточку!
Маша: Никогда не пробовала. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?
Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?
Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.
Д/и «Кому нужен воздух» (подбор картинок)
Вывод: Замечательно! Вот Маша ответ на твою загадку: человек не может жить без воздуха!
А чтобы убедиться в том, что воздух не только вокруг нас, предлагаю перейти к следующему опыту.
Опыт №3 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.
(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)
Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начинайте.
(Проводится опыт с комментариями)
Как вы думаете, почему в воде оказались пузырьки? Можно ли сказать, что воздух был внутри нас?
Вывод: Воздух не только вокруг нас, но и внутри человека.
Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»
Маша: Почему-то мне жарко? И это третья Мишкина загадка.
Воспитатель: Мы поможем её разгадать.
Опыт№4 «Тёплый - холодный»
Воспитатель: Что обогревает нашу комнату? (батареи, вентилятор)
Предлагаю убедиться в том, что согревает воздух в комнате и человек.
Дети вдыхают через нос и выдыхают на ладонь через рот.
Вывод: вдыхаем холодный воздух, а выдыхаем тёплый.
Опыт№5 «Движение воздуха»
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Где это можно увидеть в природе?
Как вы догадались? Предлагаю убедиться в этом.
(На ладони снежинка-взмах веером и снежинка падает…)
Вывод: воздух двигается.
Маша: и ещё одна загадка от Мишки «Имеет ли воздух запах?»
Опыт№6 «Воздух переносит запах»
Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. (банка с апельсинами закрыта)Открываем баночку и воздух донёс до наших носиков запах апельсина.
Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2.«да», «нет» говорить нельзя.
Проводится игра "Бывает - не бывает".
Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воспитатель Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.
(Ответы детей)
(Итог) Стихи
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?
Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть.
Маша благодарит и дарит детям шары.