Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3386 Мастер-класс "Новогодние снежинки"

Опубликовано 24.12.2017

 

Прикладное творчество в дошкольном образовании

Тема: «Снежинка» по изготовлению поделки из бросового материала

СКАЧАТЬ (полный материал с картинками)

 

Барсукова Олеся Юрьевна

 

Кемерово

2017

 

Содержание

Введение

1.Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей дошкольного возраста

2.Методическая разработка по изготовлению поделки из втулки туалетной бумаги «Снежинка»

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность темы  работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания.

Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.

         Сегодня перед всеми звеньями системы эстетического воспитания самой жизнью поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах художественной культуры, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений и т.д., руководствоваться чувством прекрасного в повседневной деятельности и осознанно творить мир красоты

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по иному  взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и  необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкая, и другие

Поделки из бросового материала давно перестали быть чем-то непривычным и превратились в одно из распространенных направлений детского творчества. Современные педагоги и дети охотно используют бумажные втулки для создания сувениров, полезных вещей и игрушек. Эти поделки хороши тем, что при относительном минимуме затраченных усилий они позволяют получать интересные объемные предметы.

Цель: Изучить теоретические аспекты декоративно-прикладного творчества в развитии детей дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Изучить роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей дошкольного возраста;
  2. Создать методическую разработку для проведения мастер-класса для одногруппников.

Работа состоит из введения, двух вопросов, заключения, список литературы и приложения.

 

Сущность эстетического воспитания

                           Понятие эстетического воспитания

 

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

  1. чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
  2. теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
  3. необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
    1. обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
    2. развитие духовных и физических сущностных сил и творческих умений (4, c. 88)

Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". (1, c. 93)

Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

  • осуществление индивидуального подхода к детям;
  • благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
  • содержание в быту произведений искусства;
  • личная инициатива и желание детей.

Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности. (10, c. 109)

Знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством

Искусство способствует пробуждению эстетического чувства и его воспитанию, развитию художественного мышления, творческой активности.

Искусство формирует эстетические чувства, их воспитание выстраивается в определенной взаимосвязи, в системе эстетической теории.             В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту человека, предмета, порой в оценке красивого ориентируются на взрослых или на сверстников. Однако К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок в своем воображении видит истинный образ предмета, и порой уже поломанного игрушечного зайчика он преданно любит, и взрослым не удается убедить его в том, что новая игрушка красивее и лучше. Для ребенка красива та, которой он подарил свои мысли, чувства, любовь.(9, c. 114)

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.(11, c. 75)

Таким образом,конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.

Эстетическое воспитание в детском саду в условиях ФГОС

Основные цели и принципы ФГОС

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является основными целями ФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Основные принципы

  •  поддержки разнообразия детства;
  •  сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  •  полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  •  создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

 

Основные методы и приемы эстетического воспитания в ДОУ

          Эстетическое развитие  — важный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения. Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.
 (13, c. 88)

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности у детей формируется целостное восприятие и представление о них. Данное направление работы обеспечивает положительную динамику умственного развития детей лишь в том случае, когда дошкольникам даются не отдельные знания о предмете или явлении, а целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
       В творчестве обогащается чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, у детей создается чувственная основа для речевых обобщений.(12, c. 194)

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  •  метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире. (3, c. 67)

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Думая о воспитании новых поколений, мы в этой связи обязаны обратить особое внимание на развитие эстетической культуры родителей.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.Развивать художественно-творческие способности детей (3, c. 71).

Методы эстетического воспитания базируются на эмоциональном отношении, связаны с преобразованием эстетического переживания, восходящим от более простых к более сложным формам (от наблюдений к деятельности).

Большое значение в деле эстетического воспитания имеет учет возрастных особенностей тех, с кем имеет дело воспитатель. Признав переживание особым единством объективного и субъективного, мы, естественно, соотносим избранный метод не только со сферой воспитания, но и с духовным миром личности, с тем, на какой индивидуальной стадии развития находится эта личность.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен, жителей крайнего севера, мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека (оленеводство). В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.

В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей.

Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.

Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,  наглядности.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. (2, c. 175)

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.

Ручной труд – конкретная деятельность, которая направлена на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, в быту.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к  прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками,  звуками, ощущениями.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: игровые зоны, столы,  пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.