Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Чебурашка»
г. Вятские Поляны, Кировской области
Курочкина Марина Аркадьевна
«Точка ищет свой дом»
Сценарий
организации непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
Цель: создание условий для закрепления и применения знаний
Образовательные задачи:
- упражнять в умении делить слова на слоги;
- закреплять умение делать анализ и синтез предложения;
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
- совершенствовать умение составлять и решать задачи;
- упражнять в решении примеров на сложение и вычитание;
- закреплять умения правильно употреблять понятия: больше, меньше;
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
- содействовать развитию умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях.
Средства деятельности:
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Дети! Открыла я сегодня ноутбук и увидела изображение. А как вы думаете, что это такое? (точка) А она веселая или грустная? Да, грустная. С точкой произошла неприятность. Она потерялась и не знает куда идти.
Поможем точке найти ее дом?
Путь предстоит нелегкий. Перед дорогой предлагаю вам разминку:
- Назовите число, следующее за числом 5.
- Назовите число, предшествующее числу 4.
- Уменьшите число 8 на 2.
- Увеличьте число 5 на 3.
- Назовите соседей числа 9.
- Назовите геометрическую фигуру, у которой нет углов.
- Назовите геометрическую фигуру с тремя углами.
- Сколько хвостов у двух котов?
- Что тяжелее, 1 кг яблок или 1 кг железа?
- В саду растет яблоня. На ней две ветки. На каждой ветке по одной шишке. Сколько всего шишек на яблоне?
Молодцы! Справились. Можно отправляться в путь.
Посмотрите, впереди какая-то страна. Интересно, как она называется? Нигде нет опознавательных знаков и указателей. А что это? (круги) Круги необычные, на них цифры и буквы. Что можно сделать с цифрами?
Давайте на ковре выложим цифры по порядку от 1 до 10 и посчитаем. Это какой счет? ( прямой) А теперь обратный счет от 10.
Умницы! Считать умеете. Но мы не узнали, как называется страна. Переверните карточки. Может и узнаем. (Слово « МАТЕМАТИКА»)
Мы пришли с вами в страну «Математики». Что это за страна? (тут живут цифры, знаки: сложение + , вычитание - , =,>,<; геометрические фигуры, здесь решают задачи , примеры)
Ребятки, мы должны помочь точке - выполнить задания жителей страны «Математика».
Первое задание. Вот карточки, на которых изображены необычные дома, на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами и мы узнаем состав ваших чисел. (Дети выполняют задание, проверяют у друг друга) Молодцы, справились, все дома заселили.
А сейчас составьте с этими числами любой пример на сложение или на вычитание.
Придумайте с этим примером задачу. Давайте вспомним, из чего состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ). Молодцы, и с этим заданием справились.
Понравилось вам в этой стране? Посмотрите, точка все равно грустная. (на экране) «Я здесь не живу, а мне так хочется найти свой дом».
Ну что, дети, будем искать дом для точки? Посмотрите!
Снова какая-то страна (дома и указатель). Здесь есть указатель, а на нем написано слово. Сможете прочесть? ( дети читают: «Грамотейка»)
Так называется страна, куда мы с вами пришли. А что это за страна «Грамотейка»? Чему здесь можно научиться? (здесь живут звуки, буквы, слова, из слов состоят предложения. Можно научиться читать, делать звуковой анализ слов)
- Точка (на экране) А что такое звуковой анализ слов? (это слово состоит из звуков) А мое имя «Точка» можно на звуки разложить? Можно? Давайте сделаем точке приятное.
Т – согл., тв., син.
О – глас., красн.
Ч – согл., тв., син.
К – согл., тв., син.
А – глас., красн.
(один ребенок у доски, остальные на местах) (карточки, подносики с фишками син., красн., зел., больше чем нужно, фишки, черная палочка)
- Сколько всего звуков в этом слове? (5)
- Сколько гласных? (2)
- Сколько согласных? (3)
- Сколько мягких согласных? (нет)
- Сколько твердых согласных? (3)
(Есть согласные мягкие? А каким цветом их обозначаем? (зел.) у нас есть здесь зеленый цвет? Почему нет?)
- А сколько слогов в слове точка? (2)
А ударение падает на какой гласный звук А или О? (на 1 или 2) (на О, на 1 –ый)
Жители страны «Грамотейка» приготовили конверт. (Достаю схемы предложения) Что это? Какие – то черточки? Что они обозначают? А почему все черточки, как черточки, а у первой какая - то палочка? (Это обозначает, что предложение пишется с большой буквы.)
А почему здесь 2 черточки (Потому, что 2 слова в предложении)
А сколько может быть слов в предложении? (1,2,3, много).
Пожалуйста, положите перед собой карточки со схемой и придумайте предложение к ней (раздать карточки со схемами). Молодцы!
Ребятки, посмотрите еще раз на свои схемы. А это что за знак стоит в конце предложения? (точка) Что он обозначает? Какие еще знаки ставятся в конце предложения? (? и ! знаки)
Дети, посмотрите на экран, точка наша повеселела. А как вы думаете почему? А где ее дом? (ответы детей) Правильно, точка нашла свой дом. Она живет в конце предложения, в стране «Грамотейка».
Посмотрите на точку еще раз. Она очень рада и благодарит вас за помощь.(Раздаются подарки детям).
Кому мы сегодня помогали?
Удалось ли помочь?
Почему удалось? Где мы побывали? Какие задания мы для этого выполняли? Молодцы!