Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2843 Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой?»

Опубликовано 18.08.2017

Сметана Ольга Васильевна
ГБОУ ООШ с. Жигули СПДС "Колосок", Самарская область, Ставропольский район, с. Жигули
Должность: Воспитатель


 

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности (ООД)

Тема: «Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой?»

 

Возрастная группа: старшая.

 

1.Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта:

 Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, цвет, вкус),состояниях;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;

 

2.Задачи, ориентированные на получение опыта эмоционально-ценностного отношения к миру:

 Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы; подбирать способы действия;

 

Воспитывать интерес и желание у детей расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь;

 

 

3.Задачи, ориентированные на получение опыта практической деятельности:

       Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

 

       Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 

 

Виды деятельности детей:

– игровая;

– коммуникативная;

– познавательно-исследовательская;

– изобразительная.

Интегрированная деятельность: познавательно-коммуникативная.

 

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

– агрегатные состояния воды (жидкое, твердое, газообразное), свойства воды (имеет ли вода цвет, запах, форму);

– умение устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира;

– умение связно высказывать свои мысли;

– умение делать выводы по результатам экспериментальной деятельности;

 

Интегрированная форма: экспериментальная лаборатория.

 

Задание для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации результатов выполнения задания

1. «Как вы думаете, что означают на глобусе  синий, зеленый, белый цвет?»

Условно-символический (демонстрация глобуса)

Словесный

(поисковый вопрос)

Словесный (ответ-предложение)

2. «Что такое вода?»

Демонстрация аудиозаписи (шум моря, журчание ручейка.)

 

Словесный (ответ-слово)

3. «Кому нужна вода?»

Устный (рассказ) «Вода и жизнь»

Словесный (ответ-предложение)

4. «Определи, в каком состоянии может находится вода?»

(определение взаимосвязей путем опыта)

Словесный (поисковый вопрос)

Демонстрация предметов для опыта

Действенно-практический (опыт)

Словесный (рассказ-рассуждение)

5. «Выясни, как сохранить воду чистой?»

Игровой

Словесный (ответ- рассказ)

6. Нарисуй опыты, которые проделали с водой.

Словесный

(проговаривание опытов)

Действенно-практический (зарисовка опытов)

 

Материалы и оборудование:

1. Стимульный материал: глобус, аудиозаписи «журчание ручья», «шум моря».

2. Материалы для деятельности детей:

– материалы для представления заданий и результатов деятельности:

• лист бумаги (А4);

– материальные средства для деятельности детей:

• две емкости для воды (на каждого ребенка);

• ложки;

• баночки с солью (5 штук);

• воронка (на каждого ребенка);

• вата;

• салфетки для фильтров;

• песок речной (5 баночек).

• одноразовые халаты, перчатки, шапочки;

• контейнер для мусора.

• цветные карандаши.

3. Дидактический материал:

• детали для модели: облака, почва, река (водоем), капельки дождя и снега, пар, стрелки;

• картина «Кругооборот воды в природе»;

• видео «Кипячение воды».

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

• магнитофон;

• ноутбук, проектор.

 

 

 

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Вводная беседа.

– Предлагает детям рассмотреть глобус.

– Задает наводящие вопросы («как вы думаете, что означает на глобусе синий/зеленый/белый цвет?»).

– Внимательно выслушивает ответы детей;

– Предлагает послушать шум моря (потом журчание маленького ручейка).

– Задает уточняющие вопросы («кому нужна вода?» «Что такое вода?»).

– Приглашает воспитанников в лабораторию, называет цель их деятельности (исследование, проведение опытов, формулировка выводов).

– Рассматривают глобус.

 

 

– Выдвигают предположения.

 

 

 

– Отвечают на вопросы воспитателя.

– Слушают шум моря, а затем журчание ручейка.

 

– Предполагают, высказывают свои точки зрения.

– Выражают готовность приступить к исследованиям.

Содержательно-деятельностный

– Проводит детей в лабораторию, помогает надеть средства защиты (халаты, перчатки, шапочки на голову);

– Проводит вместе с детьми опыт 1.

– Помогает сделать вывод по опыту 1.

– Проводит вместе с детьми опыт 2.

– Помогает сделать вывод по опыту 2.

– Проводит вместе с детьми опыт 3.

– Помогает сделать вывод по опыту 3.

– Проводит вместе с детьми опыт 4.

 

– Помогает сделать вывод по опыту 4.

– Показывает упражнения для физкультминутки.

– Предлагает взять картинки и рассказать по ним об охране воды в природе.

– Проходят в лабораторию, надевают средства защиты;

 

 

 

– Проводят опыт 1.

 

– Формулируют вывод совместно с воспитателем.

– Проводят опыт 2.

 

– Формулируют вывод совместно с воспитателем.

– Проводят опыт 3.

 

– Формулируют вывод совместно с воспитателем.

– Проводят опыт 4.

 

 

– Формулируют вывод совместно с воспитателем.

– Выполняют упражнения физкультминутки.

– Берут картинки и рассказывают об охране воды в природе.

Оценочно-рефлексивный

– Предлагает вернуться в лабораторию и подвести итоги работы в лаборатории.

 

– Помогает детям вспомнить, какие выводы они сделали.

– Выдвигает предложение зафиксировать результаты.

– Благодарит воспитанников за работу.

– Возвращается в лабораторию и вместе с воспитателем подводят итоги.

– Вспоминают сделанные выводы.

– Фиксируют результаты.

 

Опыт 1

Переливаем воду из одной емкости в другую.

Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать.

– В каком еще состоянии может находиться вода? (В твердом и газообразном).

– Как превратить воду в твердое состояние?

– Дома вы проделывали подобный опыт. Об этом вы расскажите по своим зарисовкам.

– Как вода превращается в газообразное состояние?

– Этот опыт вы тоже проделывали дома и тоже расскажите по зарисовкам. (Обобщить ответы детей и сделать вывод).

 

Опыт 2

Насыплем в один стакан немного соли.

– Что происходит? (Соль растворилась). В другой стакан столько же песка или земли. Что происходит? (Вода стала мутной, но песок не растворился).

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода может растворять вещества, но не все.

– Какую воду человек может употреблять в пищу? (Чистую).

– Откуда к нам в кран поступает вода? (Из рек, морей). Но вода в них не чистая. Как ее очищают? (Через фильтры).

– Вода проходит по трубам, где стоят множество фильтров, которые очищают воду от всех нечистот, хлорируют ее, а уже потом она поступает в те трубы, которые идут по разным квартирам, где живут люди.

 

 

 

 

Опыт 3

Для опыта нам понадобится чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр (Вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.

– Что происходит? (Вода очищается).

– Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (Он остается на фильтре).

Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.

– Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (Нет). Почему? (Потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду).

Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.

Я вам покажу, как происходит кипение воды.

 

Опыт 4

Показ видео «Кипячение воды»

Вывод: Вода нагревается до 100С°и начинает кипеть (бурлит).

– Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (Это вода в газообразном состоянии).

– Казалось бы воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше. Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (Нет).

– Почему? (Ответы детей).

Обобщение: Кругооборот воды в природе. Показ схемы-картинки.