Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2833 Статья: "Взаимодействие семей и педагогического коллектива ДОУ по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по ФГОСам".

Опубликовано 16.08.2017

Фадеева Юлия Леонидовна

МБДОУ №37

город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Воспитатель 
Статья: "Взаимодействие семей и педагогического коллектива ДОУ по формированию основ здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста по ФГОСам".


 

       Взаимодействие – это воздействие поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей привычек здорового образа жизни, приобщения их к физкультуре  и спорту. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. Отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся – беспокоится ребенок. Родители небрежны в отношении своего здоровья, наверняка столь же небрежен будет и их ребенок, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни.  А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям окружающей среды.   

       Дошкольное учреждение – также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. Дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к физической культуре.

       Ни  одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении  не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации  самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для этого чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.        

       Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка педагогу следует  уделить особое внимание:

       1. Единству, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

       2. Систематичности и последовательности работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

       3. Индивидуальному подходу к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

       4. Взаимному доверию и взаимопомощи педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

       Формы работы с семьей должны быть разнообразными и использоваться комплексно.  Индивидуальные – это беседы, консультации для родителей. Коллективные формы работы с участием родителей могут проводиться с целью решения организационных вопросов, например, родительские собрания. Важную роль играют практические занятия для родителей, они направлены на совершенствование двигательной культуры  родителей и создания мотивации для занятий физической культурой. Для обмена опытом воспитания, развития и обучения детей необходимо проводить родительские конференции. Огромное значение имеют совместные физкультурные занятия родителей с детьми, спортивные праздники и досуги, которые также являются коллективными формами работы, но уже совместными родителей и детей.

       Исследования Н.М.Амосова и Ю.Ф. Змановского показали: целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья. Задачу охраны жизни и укрепление здоровья детей в ДОУ решают организацией режима дня, правильного питания, оздоровительных мероприятий и физического воспитания. Одним из средств физического воспитания являются прогулки-походы, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движениях развиваются любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми, устанавливается активное сотрудничество  с родителями. У педагогов появляется информация об индивидуальных особенностях семейного воспитания детей группы. Прогулки-походы проводятся в осенний и зимний периоды (весенние и летние прогулки-походы отменяются из-за опасности клещевого энцефалита). Любой поход имеет определенную организационную структуру: заранее выбирают маршрут, составляют сценарий, готовят оборудование и снаряжение, подбирают одежду и обувь в соответствии с погодой и временем года, проводят с детьми предварительную работу (знакомят с правилами поведения туристов, с туристическим снаряжением и его назначением; дети обучаются самостоятельно укладывать рюкзак). В организации и проведении семейных прогулок-походов очень важна роль педагога. Убежденный в их целесообразности,  он ответственно решает вопросы подготовки родителей и детей, вносит предложения по содержанию сценария и распределению ролей. Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок-походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений педагогов с родителями, родителей с родителями, родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников. Помощь родителей и их индивидуальный контроль  за своим ребенком делают процесс формирования двигательных навыков весьма эффективным. Постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений.

       Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных учреждениях придается наглядным средствам (информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ), которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.

       Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни сложнее. Его эффективность во многом зависит от организационно-педагогической культуры дошкольного учреждения, степени доверия к нему родителей, их удовлетворенностью пребыванием ребенка в нем. Вклад родителей в осуществление оздоровительной программы должен быть посильным как по временным, так и по финансовым затратам. Если в группе есть четкая программа оздоровительной деятельности, то следует  для каждой семьи с ее согласия обозначить определенный участок работы. Эта информация затем должна быть доведена до каждого родителя, выполнение подобной «нагрузки» должно контролироваться и стимулироваться.   

       Родители должны иметь представление о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы. При участии и помощи родителей можно сделать: -  организовать жизненную среду дошкольного учреждения (подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения, специальная музыкальная программа); - оборудовать мини-стадионы в групповых помещениях (родители могут помочь подвесить к потолку мячи, изготовить мягкие бесшумные мишени для метания); - оборудовать природные дорожки здоровья на участке и в помещении; - оформить летний и зимний стадионы на участке детского сада; - организовать прогулки-походы; - помочь в приобретении трав, меда, клюквы, брусники для организации фитобара; - систематически принимать участие в спортивных досугах и праздниках, организуемых ДОУ в роли игроков, судей, организаторов показательных выступлений; - контролировать организацию питания.

       Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить  свободное время, которое родители посвящают своим детям, побуждают интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

       Таким образом, в развитии у детей ценностного отношения к здоровью важную роль играют родители. Важно формировать у них умение применять знания о ЗОЖ, связывать теорию и практику. В течение учебного года воспитатель периодически должен планировать фронтальные встречи с родителями проводя их в нетрадиционных формах (развлекательные программы и игры, «Круглые столы» и клубы). Воспитатель  совместно с родителями может организовывать выставки, досуги, праздники с тематикой здорового образа жизни.