Шумарова Ирина Александровна
МБДОУ дс кв "Кирпичики", Свердловская область, г.Асбест
воспитатель
Досуг "Бабушка - загадушка"
Цель: Закрепить названия овощей, расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, что в них много витаминов.
Предшествующая работа: чтение и заучивание наизусть стихов об овощах, рассматривание овощей, игра «Во саду ли, в огороде», домино «Овощи и фрукты».
Атрибутика: 2 набора муляжей- овощей, шапочки-ободки с изображением овощей (свекла, кабачок, капуста, помидор, огурец), поднос с кусочками вареных и сырых овощей для игры, 2 корзинки, 2 обруча.
Ход:
Воспитатель в образе «бабушки-загадушки» (на голове платочек, в руках – корзинка с муляжами-овощами) входит в группу.
В.: Здравствуйте, ребята. Я – бабушка-загадушка, припасла вам овощей и для супа и для щей. Хотите со мной поиграть? Тогда садитесь рядком да поговорим ладком. (дети рассаживаются полукругом на стульчики).
У меня на грядке выросли загадки, а отгадки — в моей корзине. Слушайте внимательно, найдите обязательно (воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, затем находят отгаданный овощ в корзине и достают его).
Сидит девица в темнице а коса на улице. (морковь)
Изогнутые, длинненькие а зовут их -«синенькие».(баклажаны)
Все зовут его синьор это – красный…(помидор)
Растет она в земле, известна в целом мире,
Частенько на столе красуется в мундире. (картошка)
Летом на грядке – зеленый, а зимой в бочке — соленый. (огурец)
В.: Молодцы, ребятки, отгадали мои загадки. А вы сами знаете про овощи стихи? Хочу вас послушать.
(Воспитатель надевает детям шапочки- ободки, дети читают по очереди стихи про овощи)
1.Тетушка Фекла,
Красная свекла!
Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нету ничего вкусней
И наваристей борщей!
2.Кабачок, кабачок,
Подремать лег на бочок,
Ты похож на поросенка
Только где же пятачок?
3. В огороде за забором
Поспевают помидоры.
Держатся за колышки,
Греются на солнышке.
4.Среди листиков зеленых Спрятался огурчик.
Отыскать его нетрудно —
Вот же он, голубчик!
Он хрустящий и пахучий,
Он блестящий и колючий,
Положу его в салат –
То-то будет аромат!
5.Капуста молодая
Листочки завивает.
Станет, словно шар кругла,
Велика, как голова.
В.: Ай да молодцы, ребята, хорошие стихи знаете. А теперь
Пойдем с вами в огород:
Посмотрим, как у нас растет
Морковь, укроп, петрушка.
Полна ль воды кадушка?
Все поспело, все созрело —
Добрый будет урожай!
Здесь для всех найдется дело,
Не ленись, да собирай!
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери урожай».
Воспитатель распределяет детей на две команды, в 2 обруча кладет одинаковые наборы овощей-муляжей, командам дает 2 корзинки, в которые дети по очереди собирают по одному овощу, бегут к своей команде и передают корзинку следующему игроку. Победит та команда, которая первой соберет в корзину все овощи
В.: А у меня для вас есть овощные чистоговорки:
Я начну, а вы кончайте дружно, хором отвечайте!
Засмеялся помидор (дети: ор-ор-ор-ор)
Пляшет вкусный кабачок (чок-чок-чок-чок)
Маршируют огурцы (цы-цы-цы-цы)
В домике живет горох (ох-ох-ох-ох)
В грядке прячется морковь (овь-овь-овь-овь)
Громко плачет горький лук (ук-ук-ук-ук).
В.: Очень хорошо вы помогали мне, хочу поиграть с вами во вкусную игру «Угадай овощи»
Воспитатель показывает детям кусочки сырых и вареных овощей на подносе, и предлагает им с закрытыми глазами угадать на вкус предложенный овощ: сырая морковь, огурец, вареная картошка, редис, сырой лук, вареная свекла, помидор
В.: Молодцы, ребята, все вы угадали и хорошо играли.
А на прощанье вам — морковка с моей грядки (раздает каждому ребенку маленькую морковку).
Развлечение «Хороводные игры»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, душевной атмосферы, путем приобщения детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
- Развивать практические навыки эффективного использования народных хороводных игр в совместной деятельности, в повседневной жизни;
- Развивать чувства ритма;
- Побуждать детей к танцевальным движениям в хороводах;
- Развивать физические качества: скорость бега, гибкость, выносливость;
- Формировать интерес к русским народным играм, потешкам, закличкам.
Входят дети и встают полукругом.
Кто хочет поиграть,
Надо загадку отгадать!
Загадка:
Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет!
А игра называется «Кот на печку пошел!»
Хороводная игра «Кот на печку пошел»
Ход:
Дети идут в хороводе. В середине круга – кот
Дети: Кот на печку пошел
Горшок каши нашел
Горшок каши горяч
Не дается, хоть плач! (дети останавливаются)
Кот выполняет круговые движения рукой.
Кот: Уж, я кашку люблю,
С медом, маслом варю
Каша сладкая, пшеничная
И на вкус она отличная!
Дети идут в центр круга и обратно, притопывая
Дети: На печи калачи, как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются!
Кот перекладывает из руки в руку «горячие пряники»
Кот: Уж я пряники люблю
Уж, я пряники стужу.
Остужу – угощу, вас отведать приглашу!
Присаживается на корточки, спит. Дети крадутся, «берут пряники»- хлопают в ладоши, будят кота и убегают, кот их ловит.
Дети: Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали
Кот проснулся – в самом деле!
Мыши пряники все съели!
Дети садятся на стульчики.
В саду, на дереве растет
Красивый, вкусный, сочный плод
Я подскажу, на букву «я»
Он начинается друзья!
Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Русская народная хороводная игра «Каравай»
Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».
Русская народная хороводная игра «Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!