Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3525 Конспект образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет «Поздняя осень»

Опубликовано 25.01.2018

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

 

Конспект образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет

«Поздняя осень»

 

Образовательная область «Речевое развитие»

 

 

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Шаврина Н.А.

 

Оренбург, 2017

 

 

Организационная информация

 

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

2.

Вид деятельности детей

- игровая

- познавательная

- коммуникативная

- музыкальная

- продуктивная

                                                                 Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Поздняя осень»

 

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- наглядный

- словесный

- практический

- постановка проблемы

- беседа с детьми, рассказ, разъяснение

- обсуждение

- создание ситуации выбора

- использование демонстрационного    материала

- поощрение

3.

Интеграция образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие

- художественно-эстетическое развитие

- познавательное развитие

- физическое развитие

4.

Возрастная группа

6-7 лет

5.

Цель:

Формировать связную монологическую речь, при помощи составления описательного рассказа по картине.

6.

Задачи:

 

Образовательные:

- обобщить представления детей об изменениях в  природе осенью

- продолжать учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием наглядного моделирования

-уточнять и расширять словарь по теме «Осень», совершенствовать монологическую форму речи

- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные

- способствовать развитию воображения творческих способностей детей

- совершенствовать общую моторику и координацию движений

- формировать интерес к художественному творчеству через рассматривание картин художников, прослушивание классической музыки.

 

Развивающие:

-развивать психические функции, умение анализировать, выделять главное, посредством выделения главной мысли в картине

-развивать двигательную активность в процессе выполнения физминутки

- развивать мелкую моторику кисти рук в процессе штриховки 

- развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной и самостоятельной деятельности

 

Воспитательные:

- воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине

- воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности

- воспитывать нравственные чувства, выдержку, самообладание

7.

Планируемые результаты:

 

 

 

 

- умеют соотносить увиденное с собственным восприятием осенней природы

- дети проявляют интерес к предложенной деятельности, в процессе выполнения заданий применяют знания и умения, приобретенные ранее

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности:

 

- видеоматериал:репродукция картины И.И. Левитана «Поздняя осень»

-  картинки «Животные леса» (заяц, медведь, волк, лиса, белка); деревья

- аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года»

- технические средства - телевизор, ноутбук, магнитофон

- книга со стихотворением С.Я.Маршака «Юный натуралист»

- столы детские

- бумага для рисования, цветные карандаши

- листья деревьев  из бумаги для упражнения на дыхание

- мяч

- значки «Юный натуралист»

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности:

 

Разучивание стихотворения «Круглый год»

Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана, И.И.Шишкина.

Знакомство с приметами осени, перелётными и зимующими птицами.

Наблюдения за изменениями в природе на прогулке

Оформление выставки детских работ «Грустная осень»

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Конспект образовательной деятельности

Структура образовательной деятельности

 

Содержание занятия

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

I.

Вводная часть

1.1

 

Введение в тему

Дети в группе заняты играми по интересам.

Воспитатель привлекает внимание детей к книге в уголке природы.

 

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть интересное стихотворение. Послушайте внимательно. 

В пустой коробке спичечной

Целая семья,

В пустой коробке спичечной

Четыре муравья.

Я изучаю их привычки,

Их образ жизни,

Внешний вид.

- Положи на место спички!-

Вдруг мне бабушка велит.

Не удалось мне стать ученым,

Пришлось на место спички класть.

А муравьи в траве зеленой

Успели скрыться

И пропасть.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель и дети располагаются на ковре.

Воспитатель читает стихотворение. 

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: О ком говорится в стихотворении? (ответы детей) Мальчик интересовался муравьями, наблюдал за ними. Как вы думаете, кем мог стать мальчик, когда вырос? (ответы детей) Возможно он мог бы стать ученым или юным натуралистом. Юные натуралисты (юннаты)-изучают привычки животных, птиц, образ жизни, внешний вид изучают и охраняют природу. Они обретают много знаний и делятся ими с другими людьми. Это очень интересная и нужная профессия. Ребята, хотите узнать новое и интересное о природе? (ответы детей). Предлагаю всем юннатам отправится в поход за новыми знаниями.

 Воспитатель обращает внимание детей на главного героя в стихотворении

 

 

 

1.3

Целеполагание

Воспитатель: Все согласны?Ребята, что можно назвать природой? (ответы детей: лес, река, горы, животные, насекомые и др.) Сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес мы отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение.

Круглый год, круглый год

За зимой весна идёт,

А за весною следом

Торопится к нам лето

И у кого не спросим

Идёт за летом …(ответы детей: осень)

 

Воспитатель: Отправляемся в осенний лес. По дороге будьте внимательны и наблюдательны.

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний, добывание (сообщение и приятие) нового знания

 

Воспитатель: Итак, перед нами лес. Давайте рассмотрим деревья в лесу. Какие вы знаете названия деревьев? (ответы детей). Назовите части дерева (ответы детей: корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? (ответы детей: у дерева ствол один и толстый, у кустарника несколько тонких стволов. Дерево может вырасти высоким, кустарник всегда низкий) Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

 

 

Воспитатель: Ребята, вы ничего не заметили среди деревьев? (ответы детей: за деревом виден чей-то хвост)

 

 

 

Воспитатель: Попробуйте отгадать чей хвост в каждой картинке, если ответите правильно, то сможете увидеть это животное.

Воспитатель: Молодцы, всех животных узнали.

 

 

 

 

 

Воспитатель: Как красиво в лесу осенью! Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Воспитатель: Мы оказались с вами в самой чаще леса.

Посмотрите на этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил - ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».

Воспитатель: По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень? (ответы детей: в ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, сухая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа)

Воспитатель. Расскажем о том, что мы видим на картине, используя цветные прямоугольники.

Вы заметили, картина закрыта 4 разноцветными прямоугольниками. И для того, чтобы нам составить рассказ по всей картине, нужно постепенно открывать каждый прямоугольник и описывать, что изображено на данном фрагменте картины, а затем составим полный рассказ. Первый прямоугольник (Красный)

Воспитатель: Данил, посмотри и скажи, как художник изобразил траву? (ответы детей: в этой части картины художник изобразил пожелтевшую, больше коричневую, как земля траву)

Воспитатель: Что мы видим вдалеке? (ответы детей: вдалеке стоит стог сена, огороженный забором. Значит, сенокос уже закончился)

Воспитатель: Кого мы видим вокруг забора? (ответы детей: вокруг забора пасутся коровы, которые щиплют кое-где сохранившуюся зелёную травку)

Воспитатель: Как художник изобразил деревья поздней осенью? (ответы детей: художник изобразил на картине «голые», серые деревья, стоящие без листвы)

Воспитатель. Молодец Данил. Кто хочет продолжить?

Второй прямоугольник (синий)

Воспитатель: Что изображено в правом нижнем углу картины? (ответы детей: в правом нижнем углу картины, художник изобразил жёлтую траву, уже потемневшую. Скорее всего, часто идёт дождь и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики)

Воспитатель. Спасибо, Юля. Третий прямоугольник (Желтый)

Воспитатель: Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо в этой части картины? В каких тонах написана эта картина? (ответы детей: небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю. Картина написана в серых, мрачных тонах) Воспитатель: Какие деревья мы видим на этой картине вдалеке? (ответы детей: вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как- будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва)

Воспитатель:  Молодец, Юля. Третий прямоугольник (Зелёный)

Воспитатель: Что мы видим в этой части картины?

(ответы детей:в этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Расскажите о стоге сена и пасущихся коровах, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Не забудьте дать название своему рассказу.

Воспитатель: Кто хочет рассказать? Сейчас нам Никита попробует описать всю картину. А вы ребята внимательно слушайте.

 

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

На полях ещё пасутся коровы в поисках оставшейся свежей травы.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.

Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они теснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее настроение природы.

Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима.

Воспитатель: Молодец. Мне понравился твой рассказ. В нем я увидела всю картину.

Воспитатель. Ребята, кто хочет что-то добавить к рассказу. (Дети дополняют рассказ)

Воспитатель: Посмотрите, сколько листочков у вас под ногами. Хотите поиграть с листочками, как играет с ними ветер? Возьмите один листочек, держите его крепко и подуйте на него.

Воспитатель: Ребята, если натуралисту важно запомнить много интересных фактов о природе, то что он может сделать? Чем может воспользоваться? (ответы детей: может сделать записи в альбоме, зарисовать, применить фотоаппарат, диктофон)

Воспитатель: Предлагаю зарисовать на память эти замечательные осенние листья. Обведите листочки в свой альбом натуралиста. А раскрашивать листья мы сегодня будем штриховкой.

 На телевизоре появляется картинка с изображением деревьев.

 Воспитатель кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево, его части, различие между деревом и кустарником

 На экране телевизора появляется слайд с изображением хвоста животного за деревом

 

 Дети проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий, заячий. После ответа дети прикрепляет картинку животного на мольберт

 

Физминутка

Дети выполняют упражнения под музыку

 

 

 

 

 

 

На экране появляется слайд с изображением картины И.И.Левитана «Поздняя осень»

Дети рассматривают картину

 

 

 

 

 

Дети описывают отдельные части в картине по наводящим вопросам воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают дополнения

 

 

Дети выбирают литочки

Игра на дыхание «Подуй на листочек»

 

 Обводят листочки на лист бумаги, заштриховывают лист по образцу

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

Воспитатель: Наша прогулка в осенний лес подходит к концу. Скажите, что вам большего всего запомнилось в осеннюю лесу? Что мы с вами делали, чему учились? (ответы детей: учились составлять рассказ по картине. Описывать осенний пейзаж)  если вы хотите поделится своими наблюдениями с друзьями, обменяйтесь своими зарисовками друг с другом. За активное изучение природы, каждый получает значок «Юнного натуралиста».

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как - будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.

 

 

 

Дети обмениваются зарисовками листьев друг с другом

 

 

 

 

Воспитатель вручает значки детям