Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3523 Конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажной живописью «Как художник использует цвет для передачи сезона, состояния погоды, настроения на примере репродукций картин Ульяновского художника Ю. Лысова».

Опубликовано 25.01.2018

Конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажной живописью

для детей подготовительной группы:

 «Как художник использует цвет для передачи сезона, состояния погоды, настроения на примере репродукций картин

 Ульяновского художника Ю. Лысова».

Подготовила: Додонова Галина Валериевна

 

Программное содержание. Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его со своим личным опытом и чувствами. Обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами. Познакомить с работами Ульяновского художника Ю. Лысова. Развивать чувства патриотизма и гражданственности.

Подготовительная работа. Закрепление у детей представлений о цвете и его свойствах. Рисование пейзажей, художественно-развивающие игры: «Подбери цвета, которые художник использовал в картине», «Подбери краски, использованные художником в картине», «Найди картину по палитре» и др. Беседа о том, может ли быть настроение у природы?

Материалы. Репродукции картин Ю.Лысова «Зимнее утро», «Зимний вечер» и «Зимний день в лесу» размещенные на стенде.

 

Ход занятия. Дети свободно садятся перед стендом с репродукциями картин.

Воспитатель. Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с интересными пейзажами и тайнами художников.  На прошлом занятии мы рассматривали и сравнивали пейзажи с изображением осени, лета. Давайте вспомним, какие краски использовал художник, чтобы изобразить осенний пейзаж?

Назовите эти краски.

(Ответы детей). Дав желтые, оранжевые, красные, золотые, теплые коричневые цвета листьев, зеленовато-коричневые, бурые цвета травы.

Воспитатель. Как одним словом назвать эти краски? (Теплые). Они создают ощущение нарядности, радости, праздничности, торжественности. Эти громкие, звонкие, яркие краски золотой осени.

Ребята, а какие цвета использовал художник, для картины летнего пейзажа? (все оттенки зеленого)

      Итак, мы с вами открыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали, какое время года изображено, и почувствовали его, художнику надо найти точные цвета и цветосочетания, которые передадут ощущение тепла, звонкости, громкости или мягкости, нежности, разлитых в природе.

А сегодня мы познакомимся с очень интересными пейзажами и продолжим раскрывать   тайны художников. Давайте сначала полюбуемся этими пейзажами. Это работы нашего с вами земляка Ульяновского художника Юрия Лысова.

Какое время года на картинах?

Чем похожи эти картины?

Совершенно верно, художник нарисовал заснувший под пушистым снежным ковром  лес. Все покрыто сияющим снегом. Снег голубоватый в тени и коричневато-желтоватый там, куда попадает свет зимнего солнца. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл. А какая стоит тишина? Вы чувствуете ее? Ничего не шелохнется.

     «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» - так красиво об этом лесе сказал поэт Сергей Есенин. А художник  о зимнем лесе рассказал красками.

Ребята, а чем отличаются пейзажи? Давайте дадим названия этим картинам.

Обратите внимание на первой картине, какое небо? (голубое, с облаками) А как художник изобразил солнце? (оно не яркое, прозрачное, только проснулось) О чем нам это говорит?

Я согласна с вами что это утро. Кто придумает название к этой картине?

«Зимние утро». И Юрий Лысов так же назвал свою картину».

А что происходит с небом на второй картине, какими красками пользуется здесь художник? (голубая, розовая, светло-фиолетовая, желтая).

Что мы можем сказать о солнце? (оно близко к горизонту) посмотрите и сравните деревья на этих двух картинах. На второй и стволы темнее, и все как будто в сумраке. Как вы думаете, какое время суток на этой картине?

Да, конечно это вечер. И назовем мы ее? (Зимний вечер).

Какие вы молодцы, уже отгадали названия двух картин. А что вам помогает так точно определять названия? ( цвет красок)

А вот еще одна картина. Внимательно рассмотрите ее. Что здесь может подсказать нам о времени суток? А я посмотрю кто из вас самый внимательный?

Молодцы. Какое чистое, ясное небо. Ослепительный снег, солнца мы не видим, зато мы видим тени от деревьев на снегу. А это бывает только ясным днем.

И эту картину мы назовем ……(«Зимний день в лесу»).

Итак, мы узнали еще одну интересную тайну живописцев: с помощью цвета и его сочетаний художник может передать время суток так, что мы легко их узнаем,  почувствуем и ощутим.

Я предлагаю сейчас устроить соревнования: кто больше задаст вопросов по этим картинам?  (Дети придумывают и задают вопросы.)

А теперь, послушайте ребята, как поэт описывает приход зимы:

Встреча зимы
(отрывок)

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал;
Над землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей —

Словно рад он чему.
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит...

                                                   Иван Никитин

 

Ребята, что помогает поэту так красиво описать изменения в природе? (конечно слова). Художник - живописец тоже может рассказать нам не только о сезоне и о состоянии погоды, но еще о времени суток, только вместо слов он использует краски. Посмотрите еще раз внимательно на все эти картины, полюбуйтесь мастерством нашего земляка художника-живописца Юрия Лысова, который умеет писать так живо, так необыкновенно, удивительно, используя цвет и цветосочетания – основное средство выразительности в живописи. Это один из секретов всех художников-живописцев.