Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе
«Снегирь на ветке»
СКАЧАТЬ (с таблицей)
Образовательная область: Художественное творчество.
Цель: Обучение детей рисованию птицы – снегиря на ветке.
Программные задачи:
Образовательные:
Познание:
- уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.
Художественное творчество:
- учить рисовать снегирей, сидящих на ветках;
- продолжать обучать навыкам рисования простым карандашом;
- закреплять приём рисования жёсткой кистью – тычком и правила композиции;
Коррекционно-развивающие:
Познание:
- развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;
- закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
- совершенствовать умение работать по схеме.
Художественное творчество:
- учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.
Социализация:
- повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.
Здоровье:
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
Речевые:
Коммуникация:
- учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;
- побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
Воспитательные:
Социализация:
- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
- вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
- воспитывать интерес к зимующим птицам желание подкармливать их зимой.
Оборудование: плакат с изображением рябины, изображения птиц, образец, схема-опора, , простые карандаши, гуашь, кисти (жёсткая и мягкая № 3), ватные палочки, тонированные листы А4, запись симфонической музыки с пением птиц.
Виды детской деятельности: отгадывание загадки, слушание стихотворения, рассматривание силуэтов птиц, беседа, продуктивная деятельность, физкультминутка, слушание музыки.
Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям.
Действия детей |
Действия педагога |
Примечания |
||
1.Организационный момент: Эмоциональный настрой. Релаксация: «Солнышко» |
Эмоциональный настрой. Релаксация: «Солнышко» Солнце ласково смеётся, В круг зовет своих друзей! Мы друг другу улыбнемся, Станем мы еще добрей! Дети давайте улыбнемся солнышку и нашим гостям и поздороваемся с ними. |
|||
Дети стоят в кругу. |
-Какое сейчас время года? - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Царство птиц. Скоро зимушка придёт, Нас в дорогу позовёт. Мы отправимся гулять, Будем дружно мы шагать. По тропинке мы пройдём Друг за дружкою гуськом. Вот и пришли мы все в лесок, Стали дружненько в кружок. |
Мотивация детей на участие в процессе обучения |
||
2.Вводная часть:
Мотивационно – побудительный этап |
||||
Дети садятся на ковёр в удобных позах. Дети проявляют интерес к создавшейся ситуации, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя. |
Взрослый предлагает ребятам присесть. - Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. – Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.) – Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.) – Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (исчезают зимой насекомые и птицам тяжело себя прокормить.) – Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. – А теперь давайте рассмотрим птиц второй группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы видели на улицах, в скверах, парках в зимнее время года? (Рассматривание картинок с зимующими птицами.) – Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.) – Почему мы их называем “зимующие” птицы? – Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. –А как мы можем помочь зимующим птицам? (сделать кормушки, сыпать в них корм.) - Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался только Отгадайте загадку о птичке. Прилетели на зимовку Дети: Снегиря. Остался снегирь один, и совсем-совсем загрустил. |
Звучит музыка - голоса птиц. Закрепление знаний детей о внешних особенностях птиц, активизация в речи прилагательных. |
||
3.Основная часть Организационно-поисковый этап.
а) Сообщение темы |
||||
Дети предлагают варианты решения проблемы. |
- Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? - Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня каждый из вас нарисует картину «Снегирь на ветке рябины». |
Определение темы и цели деятельности |
||
б) Показ и анализ образца |
||||
Дети садятся на стулья. Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру. |
Воспитатель приглашает детей пройти за столы. - Посмотрите на снегиря. (СЛАЙД) - Назовите части тела птицы. - Какая по форме голова птицы? - Какое по форме туловище снегиря? - Какой формы глаз? - Какой по форме клюв? - Какие части тела у снегиря чёрного цвета? - Какое по цвету туловище у снегиря? - Если быть точными, то у снегиря красная только грудка. - Где на листе расположен снегирь? - Как расположено туловище птицы? - Где расположена голова? - Где расположен хвост? - Где находится крыло? - Где расположены лапки? -Где на голове нашего снегиря находится глаз? - Где расположен клюв? - В какую сторону смотрит снегирь? - Сравните голову и туловище. Что больше? |
Уточнение особенностей внешнего вида снегиря. |
||
в) Составление последовательности выполнения работы |
||||
Дети, под руководством педагога, планируют свою работу, опираясь на схемы – опоры. |
- Посмотрите на первую схему( СЛАЙД) и скажите, с чего начнём нашу работу.
|
Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом. |
||
г) Физкультминутка |
||||
Дети встают, выполняют движения, |
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны Распушили перышки - частое потряхивание руками Греются на солнышке - хлопки по бокам Головой вертят, улететь хотят - повороты головы Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями. |
Снижение физической усталости, морального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. |
||
д) Повторение последовательности выполнения работы |
||||
Дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы. |
- Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание. - туловище – широкий овал с небольшим наклоном, - голова – круг, - хвост – треугольник, - крыло – дуга от головы к хвосту. |
Развитие планирующей функции речи. |
||
е) Самостоятельная деятельность детей |
||||
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу. |
Самостоятельная работа детей сначала простым карандашом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети:
В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.
Пальчиковая гимнастика:
Объяснение и показ работы гуашью : - рисуем «тычком» жёсткой кистью – туловище, голову птицы, веточку на которой сидят птицы, снег, лежащий на ветках. - мягкой кистью – клюв птицы, пальцы птицы, зрачок глаза. - ватной палочкой – падающий снег.
Выполнение работы гуашью под музыкальное сопровождение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети:
|
Развитие регулирующей функции речи и изобразительных навыков. |
||
з) Анализ детских работ |
||||
Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом. Ребята отмечают работы, которые им понравились, свой выбор аргументируют. Дети хлопают в ладоши. Чтение стихотворения. |
- Посмотрите на всех птиц. - Какие красивые снегири у нас получились. - Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько? - Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь. - Давайте порадуемся вместе с ним. - Пришло время возвращаться в детский сад.
Ребята читают детям стихотворение «Снегири» : 1)Кто не знает снегиря, |
Обучение умению оценивать свою работу и работы сверстников. Закрепление знаний о характерных особенностях внешнего вида птицы (названии частей, их цвете, форме, пропорциях и взаимном расположении). |
||
4.Заключительный часть. Рефлексивно – корригирующий этап |
||||
Свободные высказывания детей о том, чем они занимались. Дети наводят порядок на рабочих местах и собираются на прогулку, чтобы понаблюдать за птицами и покормить их. |
- Вот мы и вернулись в детский сад. - Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц и что вам особенно понравилось? - Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц. |
Обучение элементам рефлексии |