Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2991 Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый мяч" (рабочая программа)

Опубликовано 25.09.2017

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

(МАДОУ Детский сад «Теремок»)

 

 

 

 

ПРИНЯТО

на методическом совете

от «07» _декабря 2015 г.

протокол № 4

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель заведующего по УВР

МАДОУ Детский сад «Теремок»

_____________________ Л.В. Кайданович

«07»              декабря                          2015 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Веселый мяч»

(рабочая программа)

СКАЧАТЬ (полная работа с таблицами)

 

 

                                                                                 Составитель: А.А. Прядко

руководитель физического воспитания

 

 

 

г. Лабытнанги

2015 г.

Содержание

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1   Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

1.2   Нормативная база……………………………………………………………………………..4

1.3   Характеристика возрастных особенностей развития детей………………………………..5

1.4   Планируемые результаты освоение детьми программы……………………………………5

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1   Содержание программы………………………………………………………………………6

2.2   Учебно – тематический план…………………………………………………………………6

2.3   Перспективное планирование………………………………………………………………..8

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1   Материально-техническое оснащение, оборудование…………………………………….16

3.2   Режим работы………………………………………………………………………………...16

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….17

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..18

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1 Пояснительная записка

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. 

В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера, поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на здоровье.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Для того чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Они важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Так же движения рук способствует развитию речи ребенка.

Поэтому для меня стало актуальной проблемой поиск путей укрепления здоровья детей дошкольного возраста, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Веселый мяч». Программа предусмотрена для детей от 3 до 5 лет.

 Программа «Веселый мяч» будет реализовываться через платную образовательную услугу. Она предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. В образовательной деятельности создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.

Цель программы - обогащение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, за счет разнообразных действий с мячом.

 

Задачи:

  1. Укреплять здоровье, обеспечивать нормальное функционирование всех органов и систем организма.
  2. Обучать детей младшего дошкольного возраста выполнять действие с мячом.
  3. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве.
  4. Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом.
  5. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Принципы реализации программы:

ü  принцип индивидуальности (с учетом особенностей развития каждого ребенка);

ü  принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;

ü  принцип систематичности и последовательности;

ü  принцип активности, самостоятельности, творчества;

ü  принцип эмоционального благополучия каждого ребенка;

ü  принципа оздоровительной направленности.

              Срок реализации программы 2 года.

 

1.2 Нормативная база

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2014 г. № 1014 Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

«Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (письмо Минобразования России от 10.04.2000 г. № 106).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

«Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года № 01-52-22/05-382.

Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249.

Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014 г. № 134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».

Региональный план мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» на 2013-2018 годы» от 20.02.2013 годы.

 

 

 

1.3 Характеристика возрастных особенностей развития детей

Вторая младшая группа (3-4 года)

Трехлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К четырем годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

 

Средняя группа (4-5 лет)

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

           Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

 

1.4 Планируемые результаты освоения детьми программы

 

В результате дети:

  • научатся двигаться быстро, уверенно, энергично;
  • усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их выполнения;
  • научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный опыт;
  • появится творческая инициатива, умение придумывать новые игры и упражнения;
  • улучшатся коммуникативные способности в коллективной деятельности.

 

Для мониторинга физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме (приложение №2).

 

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1 Содержание программы

Программа состоит из 7 разделов:

  1. Прокатывание мяча.
  2. Бросание мяча.
  3. Ловля мяча.
  4. Отбивание мяча.
  5. Метание мяча.
  6. Ведение мяча.
  7. Развлечение.

 

В работе используются следующие методы:

ü  Словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа).

ü  Наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий).

ü  Практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования).

Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению.

 

Структура образовательной деятельности:

1)   Вводная часть:

- ходьбы;

-  бег.

2)   Общеразвивающие упражнения:

- с мячом.

3)   Основная часть:

- разучивание, повторение и закрепление действий с мячом;

- подвижная игра.

4)   Заключительная часть:

- игра малой подвижности;

- дыхательная гимнастика.

 

2.2 Учебно-тематический план

 

Количество занятий в год:

- аудиторных на период с 01.09.2015 - 31.05.2016 при нагрузке 2 часа в неделю – 72 часа;

- внеаудиторных на период с 01.06.2016 - 31.08.2016   при нагрузке 1 час в неделю – 12 часов.

 

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Раздел. Тема.

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1. 1.      Прокатывание мяча

Вводное занятие

2

 

2

Катание мяча в прямом направлении

 

2

2

Прокатывание мяча между предметами

 

4

4

Катание мяча друг другу (расстояние 2 м.)

 

4

4

Катание мяча в ворота (ширина 50-60 см.)

 

4

4

Скатывание мяча по наклонной доске

 

4

4

Прокатывая мяч по скамейке, придерживая его руками

 

2

2

  1. 2.      Бросание мяча

Подбрасывание мяча вверх, и ловля его двумя руками (не менее 3 раз)

 

6

6

Бросание мяча об пол и ловля его (не менее 3 раз)

 

6

6

Бросание мяча через шнур двумя руками (расстояние 1,5 м.)

 

2

2

  1. 3.      Ловля мяча

Ловля мяча, брошенного взрослым (разных диаметров, 1-1,5 см.)

 

2

2

  1. 4.      Отбивание мяча

Отбивание об пол одной рукой

(не менее 3 раз)

 

7

7

  1. 5.      Метание мяча

Вдаль (4-5 м.)

 

2

2

В вертикальную цель (1-1,5 м.)

 

4

4

В горизонтальную цель (1,5-2 м.)

 

4

4

  1. 6.      Ведение мяча

Удар по неподвижному мячу ногой

 

4

4

Остановка движущего мяча ногой

 

4

4

Ведение мяча ногой (3 м.)

 

4

4

Удар по воротам (расстояние 1,5 м.)

 

4

4

  1. 7.      Развлечение

Развлечение (игры, эстафеты)

 

1

1

Всего часов

72

         

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Раздел. Тема.

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1. 1.      Прокатывание мяча

Вводное занятие

2

 

2

Прокатывание мяча между предметами

 

2

2

Катание мяча друг другу

 (расстояние 2,5 м.)

 

2

2

Катание мяча в ворота (ширина 40-50 см.)

 

2

2

Скатывание мяча по наклонной доске

 

2

2

Прокатывая мяч по скамейке, придерживая его руками

 

2

2

  1. 2.      Бросание мяча

Подбрасывание мяча вверх, и ловля его двумя руками (не менее 5 раз подряд)

 

4

4

Подбрасывание мяча вверх, и ловля одного, двух хлопков

 

4

4

Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол

 

4

4

Бросание мяча об пол и ловля (не менее 5 раз подряд)

 

4

4

Бросание мяча через шнур двумя руками (расстояние 2 м.)

 

2

2

  1. 3.      Ловля мяча

Перебрасывание мяча друг другу (1,5 м.)

 

2

2

  1. 4.      Отбивание мяча

Отбивание мяча об пол правой и левой рукой поочередно

 

6

6

Отбивать мяч одной рукой с продвижением вперёд (мяч сбоку)

 

7

7

  1. 5.      Метание мяча

Вдаль (5-6,5 м.)

 

2

2

В вертикальную цель (1,5-2 м.)

 

4

4

В горизонтальную цель (2-2,5 м.)

 

4

4

  1. 6.      Ведение мяча

Удар по неподвижному мячу ногой

 

4

4

Остановка движущего мяча ногой

 

4

4

Ведение мяча ногой (5 м.)

 

4

4

Удар по воротам (расстояние 2 м.)

 

4

4

  1. 7.      Развлечение

Развлечение (игры, эстафеты)

 

1

1

Всего часов

72