Федорович Ольга Николаевна
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №26", г. Гатчина, Ленинградская область
Воспитатель
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи
Тема: «Путешествие с солнышком»
Задачи:
- Образовательные:
Закреплять правильное произношение звуков русского языка, развивать правильное произношение, формировать четкую дикцию, точную интонацию.
- Развивающие:
Развивать речь детей, расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь; употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков предметов, обогатить словарный запас прилагательных по теме «Насекомые»;
Развитие звуковой культуры речи (повторение чистоговорок).
Развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Пчела»)
- Воспитательные:
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.
Материал: набор карточек с картинками насекомых, макет солнышка, прищепки желтого цвета, лучики жёлтого и голубого цвета, шапочка жука.
Методы и приёмы. Наглядность, сюрпризный момент, создание поисковой ситуации, показ, объяснение, хоровая речь ,игры со звукоподражанием.
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
|
Организационный этап. |
Круг приветствия: Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами: Доброе утро, скорей проснись , солнцу шире улыбнись (2р.) |
|
Мотивационно – побудительный
Организационно-поисковый |
II. Вводная часть. Воспитатель: Отгадайте, к кому мы пойдем в гости: « Раньше всех встает, тепло всему живому дает». (солнышко). Да, мы сегодня будем путешествовать с солнышком. Давайте позовем солнышко, чтобы оно пустило нас к себе: «Солнышко, солнце, Закройте глазки и представьте, как солнечный лучик согревает вам щечки (трут щечки), носик (трут носик), ручки (трут ладошки), каждый пальчик. Стало совсем тепло. Вот вы и сами стали маленькими солнышками. Давайте представим, что пока солнышко спит. Покажите, как оно закрыло глазки, положило под щечку ладошки и спокойно, глубоко дышит. (дети дышат). Еще не наступило утро, месяц не ушел с небосклона. Но он уже приготовился, а по пути постучал в дом солнышка, чтобы оно проснулось. Давайте разбудим солнышко. Будем стучать к нему в дом и говорить «тук-тук-тук» сначала медленно и тихо, а потом все быстрее и громче, а то солнышко нас не услышит. Услышало солнышко, что стучат в дверь. Открыло глазки, умылось, расчесало гребнем свои волосы – лучики золотые. Солнышко поправило свое платье, застегнуло золотые пуговицы, прикололо золотую брошку и вышло на небо (дети выполняют все действия по ходу повествования). -Давайте мы себе в группе сделаем свое маленькое солнышко. -Согласны? Да. 3. Основная часть. Для этого нам надо подобрать слова, которыми мы будем называть солнышко и с каждым словом прикреплять лучик (солнышко ласковое, доброе, нежное, лучистое, теплое …). ( Дети прикрепляют прищепки желтого цвета к солнечному кругу).
Отразились лучики в стеклах окон, в зеркалах и поскакали по земле солнечные зайчики. Давайте поскачем как солнечные зайчики, поиграем.
Словно побегайчики, солнечные зайчики, Скачут весело вокруг И зовут ребяток в круг Вместе с ними поскакать, Тоже зайчиками стать».
До кого дотронулись лучики, с тем стали происходить волшебные превращения: кто был веселым, стал еще веселее (с помощью детей) Добрый – добрее, радостный – радостнее, ласковый – ласковее, счастливый – счастливее, красивый – красивее и т.д.
Как хорошо пригрело землю солнышко. Какая хорошая солнечная погода, хочется погулять. Я вам предлагаю поехать на лесную полянку на велосипедах. Дидактическая игра «Прогулка на велосипедах»: Сейчас мы поедем. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо! Подкачаем их насосом: с-с-с…(дети повторяют). Хорошо накачали шины, только слышим, что воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины?: ш-ш-ш… (дети повторяют несколько раз). Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину: с-с-с…. Вот теперь можно ехать на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? Ш-ш-ш…
Вот мы и приехали на лужайку. Кто же на лужайке пригрелся на солнышке? ( Прикрепляется картинка с изображением полянки на фланелеграфе)
Кто же на лужайке пригрелся на солнышке?
Чистоговорка: « ОСА». Цель: развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи. Ос-ос-ос – на поляне много ос. (прикрепляем осу) Хорошо на полянке , жуки летают.
Диалог «Разговор с жуком» ( выходят двое деток, у одного на головке шапочка жука) Цель: Развитие интонационной выразительности. Ход: Воспитатель предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
- Эй, жук! Наш друг! Расскажи, где ты живёшь? Что нас в гости не зовёшь? Ты себе построил дом? - А зачем мне строить дом? Я живу под лопухом, Если жарко – в тень залез, Если дождик – я исчез. Хорошо под лопухом. Мой лопух – это мой дом!
-А теперь представьте, мы – жуки. Игра "Жуки" Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте. Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и все говорят слова: Я жук, я жук, Я тут живу, Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж. По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья). (Прикрепляем жука)
Игра: “ПЧЕЛА” Пальчиковая гимнастика Цель: развитие мелкой моторики и координации движений и речи. Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. (Машут ладошками.) А за нею шмель - шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза (На каждое название насекомого загибают один пальчик.) Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.) Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.) От усталости упали. (Роняют ладони на стол.) ( прикрепляем пчелу, шмеля и стрекозу)
Игра: Упражнение: «Запомни и повтори» Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря. Ход: Воспитатель предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе повторить слова в том же порядке. Пропуск слова или перестановки считается проигрышем. Жук, оса, пчела, муха. Шмель, жук, стрекоза, оса.
|
|
Рефлексивно - корригирующий |
4 часть: Заключительная. Итог занятия. А как одним словом сказать, кого мы видели на лужайке? -С кем мы сегодня путешествовали? Вот какое замечательное путешествие у нас получилось. Ну и, конечно, солнышку рады люди. Особенно вы, дети. От него вы становитесь здоровыми, быстро растёте, а на щечках в виде веснушек солнышко оставляет свои лучики. Давайте скажем солнышку: «Спасибо».
Рефлексия
На картинке есть ещё солнышко, но без лучиков. Детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, голубого цвета – занятие не понравилось. Молодцы!
|