МКДОУ «Детский сад №1»
п.Алексеевск, Иркутская область
НОД: старшая группа. Ознакомление с окружающим.
«Знакомство со свойствами бумаги»
Воспитатель: Иванова М.Ю.
Программное содержание: Уточнить и активизировать знания детей о бумаге, активизировать в речи слова – названия изделий из бумаги. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности через опыт с бумагой.
Вношу в группу образцы бумаги и раскладываю их на стол. Предлагаю детям рассмотреть их. Обращаю внимание детей на их разнообразие, после чего рассказываю: «Знаете. Сколько на свете разных вещей из бумаги!» А сама бумага такая разная: есть гладкая, есть ворсистая (бархатная), есть тонкая (почти прозрачная) и толстая, плотная (картон). (Педагог демонстрирует образцы бумаги, предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие, ворсистые и т.д.) она разная, но называется одним словом – бумага. А знаете почему? Потому что всю бумагу делают из древесины (из дерева). Долгий путь проходит дерево, прежде чем превратится в бумагу. Его распиливают на чурбаки, чурбаки разбивают на щепки, щепки варят в специальных растворах и получается бумажная масса. Специальные машины перемешивают эту массу, отжимают от жидкой бумаги воду, отглаживают горячими волками (как утюгом) и сматывают в огромные рулоны. Качество бумаги зависит от обработки древесины: чем больше с ней работают машины, тем лучше она становится.
- А как мы используем бумагу?
/Рисуем, клеим, упаковываем покупки, печатаются книги, бумага для стола, туалетная бумага, газеты, журналы, открытки, коробки, картон, картины…
- Что вам нравится в рисовании?
/Рисуем чем угодно – мелом, красками, фломастерами, карандашами, пастой, грязью. Можно фантазировать. Стать художником.
- Что не нравится в рисовании?
/Размазывается краска, карандаш намочишь – сломается, лицо человека трудно рисовать.
- Для чего нужна бумага?
/Рисуют картины, пишут в школе, издают книги и журналы…
-Возьмите в руки листок бумаги, попробуйте сделать трубку. Как можно её использовать?
(Микрофон, дудочка, указка, калейдоскоп).
Поиграйте пожалуйста, попойте.
Разверните и сделайте кулёк. А у меня получился колпачок. Для кого?
- А теперь попробуйте сделать бинокль.
Посмотрите на меня и друг на друга.
- А что еще можно сделать из листа бумаги7
(Гармошку).
Сделайте гармошку аккуратно. Можете на ней поиграть.
- Во что можно превратить гармошку? (веер)
- Возьмите брусочки и положите на ребро. Сверху положите лист бумаги. Возьмите карандаш и положите его на лист – что происходит? (Бумага прогибается, карандаш падает).
- А сейчас возьмите гармошку и положите её на бруски, сверху положите карандаш.
- Что происходит? Какая стала бумага? (плотная).
- Если бросить лист бумаги, полетит он или нет? (бросают).
- А если смять, бросить её? На какое расстояние летит бумага? (дети проводят опыт).
- Посмотрите, а если я погружу бумажную салфетку в воду, что с ней произошло?.
- Послушайте, что я расскажу.
Вова с Мариной пошли пускать кораблики к ручью. У Вовы кораблик из коры, а у марины бумажный. Недолго пришлось поиграть Марине, прохудился, потонул её бумажный кораблик, а у Вовы целый. Почему?
- Посмотрите, я возьму листок бумаги и подожгу, что произошло? (сгорела, остался пепел).
- А какие человечки живут в бумаге? (твердые).
- А еще какие бывают человечки? (жидкие, газообразные).
- Где живут жидкие? Газообразные? – Давайте попробуем построить модель стакана с водой.- А теперь постройте молоко в стакане. Молодцы! А теперь пойдем к кукольному уголку.
Назовите пожалуйста, что здесь сделано из бумаги?
Дети называют из какой бумаги сделаны предметы.
Итог:
Сегодня дети многое узнали о бумаге1