Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3233 Методическая разработка "План работы воспитателя по самообразованию"

Опубликовано 26.11.2017

 

План

по

самообразованию

 

Тема:

«Развитие сенсорных способностей

детей 2–3 лет

посредством дидактических игр»

СКАЧАТЬ (с таблицами)

 

 

                                                                           Воспитатель

                                                                           Моролева Т. С.

                                                                           МБДОУ города Иркутска

                                                                           детский сад  №172 «Радуга»

 

 

 

Иркутск 2017-2018г.

 

Актуальность темы

 

     Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

     Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.

  • Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера.
  • Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

     Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

     -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

 -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

     Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

     Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

 

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Развития сенсорных способностей детей 2–3 летпосредством дидактических игр».

 

Задачи самообразования:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Продолжить работу:

-  по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

- совершенствованию предметно-развивающей среды.

3. Способствовать расширению знаний о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

4. Повысить образование родителей по данной теме.

 

Изучение методической литературы.

  • Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  • Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  • Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
  • Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014
  • Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  • Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  • «Ребенок в детском саду».

 

Формы работы

 

С детьми:

  • Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию.
  • Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
  • Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
  • Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

С педагогами

  • консультации,
  • мастер – классы,
  • открытые показы

С родителями:

  • Анкетирование;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей;
    • Родительское собрание;
    • Папка-передвижка;
    • Привлечение родителей к изготовлению игр и приобретение дидактического материала по сенсорному развитию детей.

 

Методические материалы по теме:

 

Памятка для родителей

 

по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.

2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.

4. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».

5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.

6. Проводите совместные наблюдения и опыты.

7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

 

Анкета

 

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу.

Предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты

 

1. Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие:

Да___ нет___ не знаю___

2. Как Вы думаете, достаточно ли ваш ребёнок получает знания по сенсорному развитию в ДОУ?

Да___ нет___ не знаю___

3. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном развитии:

а) информация отсутствует;

б) я не обращаю внимание на информацию;

в) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

г) наглядная информация интересна и полезна для меня.

4. Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка по сенсорному развитию:

а) цвет:

Высокий___ средний___ низкий___

б) форма:

Высокий___ средний___ низкий___

в) величина:

Высокий___ средний___ низкий___

5. Есть ли у Вас дома дидактическая игра, изготовленная вашими руками совместно с ребёнком?

Да___ нет___ не знаю___

6. Покупаете ли Вы дидактические игры ребёнку для развития сенсорных способностей? ___

Спасибо за сотрудничество

 

Список дидактических игр.

 

  • Когда это бывает.
  • Большой – маленький.
  • Составь картинку.
  • Подбери одежду.
  • Одень мишку.
  • Кому, что нужно.
  • Найди пару.
  • Гаражи и машины.
  • Фланелеграф.
  • Составь картинку.
  • Кто, где живёт.
  • Спрячь зайку.
  • Найди такую же.
  • Грибочки и листочки.
  • Найди свой автобус.
  • Эталоны формы.
  • Раздаточный материал (форма).
  • Подбери по форме.
  • Сложи картинку по образцу.
  • Что бывает круглое.
  • Два медведя.
  • Домино.
  • Разрезные картинки.
  • Найди предмет того же цвета.
  • Раздаточный материал (размер).
  • Игры по цвету.
  • Игры по форме.
  • Варежки.
  • Большой – маленький.
  • Закрой окошко.
  • Возьми столько же.
  • Цветок на полянке.
  • Собери машину из частей.
  • Выложи узор.
  • Подбери по цвету.
  • Пиктограммы эмоций.
  • Материал на тактильные ощущения.

 

Картотека дидактических игр

 

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета ( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), ниточки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Собери бусы»

Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

Дидактический материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).

Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.

В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.

«Угостим кукол».

Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Дидактический материал: крупные бусины трех цветов.

Методические приемы: Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам.

Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.

 «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Дидактический материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).

Методические приемы: положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры.

попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.

 «Узнай фигуру».

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.

Дидактический материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.

Методические приемы: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.

 

Игры для развития слухового восприятия

 

«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков

Дидактический материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.

Методические приемы: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.

- Как гремит эта баночка? (тихо)

- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).

- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.

И т. д., пока не будут найдены все пары.

 «Угадай, где позвонили».

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Дидактический материал: баночки с различными видами круп.

Методические приемы: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой, громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).

 

Игры с прищепками

 

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

 «Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

 

 

Методы и приёмы работы:

 

 

  • Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

  • Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

  • Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

   Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

 

Предполагаемый результат.

 

  • Повышение у детей уровня сенсорного развития.
  • Формирование у детей устойчивого интереса к играм, способствующим сенсорному развитию.
  • Обогащение предметно –развивающей среды по сенсорному развитию в группе.
  • Сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.
  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  • Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  • Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
  • Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
  • Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
  • У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.