Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Старобаишский дом-интернат
для престарелых и инвалидов
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАУСОН Старобаишский дом-интернат _______________ «___»______________________2017г. |
Программа
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
для обучающихся 1- 4 классов
«Хочу знать!»
СКАЧАТЬ (полная работа с картинками)
воспитателя Шайхутдиновой Гульчачак Айратовны
на 2017-2018 учебный год
с.Старобаишево, 2017г.
- 1. Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу узнать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов.Развитие ученикапроисходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
ü Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
ü Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
ü Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
ü Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
ü Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу узнать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 168 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 32 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
- 2. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу узнать!» можно считать следующее:
ü овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программыслужит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа; установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел |
Тема |
Я знаю |
Я умею |
«Школа» |
Первые рисунки |
Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. |
Рисовать восковыми мелками слона. |
- 3. Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей и имеет следующие направления:
№ п\п |
Название раздела |
Количество часов |
|
1 класс |
|
1 |
Игры и игрушки |
12 |
2 |
Все для дома |
20 |
|
итого |
32 |
|
2 класс |
|
3 |
Школа |
20 |
4 |
Еда |
14 |
|
итого |
34 |
|
3 класс |
|
5 |
Одежда |
13 |
6 |
Праздник |
21 |
|
итого |
34 |
|
4 класс |
|
7 |
Предприятия, сооружения, здания |
16 |
8 |
Транспорт |
9 |
9 |
Полезные изобретения |
9 |
|
итого |
34 |
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п |
Тема |
Практические действия или трудовые операции (примерные) |
|
Игры и игрушки |
|
1 |
Где появились куклы |
Вырезание бумажных кукол |
2 |
Русский сувенир |
Изготовление тряпичных кукол |
3 |
История глиняной игрушки |
Лепка игрушек из глины |
4 |
Какой музыкальный инструмент был первым |
Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы |
5 |
Кто первым запустил бумажного змея |
Изготовление бумажного змея |
6 |
Кто придумал мяч |
Игры с мячом |
7 |
Настольные игры |
Изготовление настольной игры |
8 |
Подвижные игры |
Разучивание подвижных игр |
9 |
Настольный театр |
Оригами. Игрушки |
10 |
Калейдоскоп |
Мозаика из разной крупы |
11 |
Что нам известно об игре в шашки |
Обучение игре в шашки |
12 |
Как появились шахматы |
Обучение игре в шахматы |
|
Все для дома |
|
1 |
«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) |
Лепка из пластилина подсвечника |
2 |
Дырявое шило (про иголку) |
Вдевание нитки в иголку |
3 |
Посередине гвоздик (ножницы) |
Вырезание фигурок из бумаги |
4 |
Зеркало или жизнь! |
Изготовление зеркала для куклы(из фольги) |
5 |
Кто изобрел расческу для волос |
Прическа для куклы |
6 |
Королевская шкатулка |
Рисование узора для шкатулки |
7 |
Не лает, не кусает (замок) |
Лепка из пластилина ключей |
8 |
Клад римских воинов (гвозди) |
Забивание гвоздиков |
9 |
Откуда пришла тарелка |
Тарелка из папье-маше |
10 |
Как баклуши били (ложки) |
Роспись ложки |
11 |
Вилы и вилка |
Рисование столовых приборов |
12 |
Преграждающая вход. Дверь |
Дизайн двери для дворца |
13 |
От бусинки до окна (стекло) |
Бусы из бисера |
14 |
История возникновения кровати |
Проектирование спальни |
15 |
Дом для одежды (шкаф) |
Изготовление шкафа из картона |
16 |
Когда было впервые изготовлено мыло |
Рисование упаковки для мыла |
17 |
Время не ждет! (часы) |
Изготовление циферблата из картона и проволоки |
18 |
Из чего построен дом? Глиняный кирпич |
Лепка дома из кирпичиков (пластилин) |
19 |
Скатерть-самобранка |
Вырезание узоров на бумажной скатерти |
20 |
Висячие сады (комнатные растения) |
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений |
|
итого |
32 |
2 класс
№ п\п |
Тема |
Практические действия или трудовые операции (примерные) |
|
Школа |
|
1 |
Первые рисунки |
Рисование восковыми мелками животных |
2 |
Кто изобрел перо |
Изготовление ручки из пера |
3 |
Карандаш |
Рисование карандашами (тема любая) |
4 |
История шариковой ручки |
Поделки из сломанных ручек |
5 |
Кто изобрел ноты |
Письмо нот на нотном стане |
6 |
Кто изобрел бумагу |
Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 |
Когда появились первые книги |
Изготовление книжки-малышки |
8 |
Кто написал первую энциклопедию |
Рассматривание энциклопедий |
9 |
Как возникли библиотеки |
Экскурсия в библиотеку |
10 |
Откуда пошли названия дней недели |
Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 |
Как возникли единицы измерения |
Измерение разными мерками |
12 |
Как люди начали добывать полезные ископаемые |
Рассматривание коллекций полезных ископаемых |
13 |
У какой страны впервые появился флаг |
Рисование флага сказочной страны |
14 |
Какие бывают ребусы |
Составление и разгадывание ребусов |
15 |
Первая марка |
Изготовление «собственной» марки |
16 |
Кто изобрел кроссворд |
Разгадывание кроссвордов |
17 |
Кто придумал первую карту |
«Найди клад»(по карте) |
18 |
Кто автор микроскопа |
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 |
Скотч. Шотландская лента |
«Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 |
Настольные наборы |
Лепка из глины |
|
Еда |
|
1 |
Хлеб из орехов |
Поделки из скорлупы орехов |
2 |
Как картофель попал в Россию |
Поделки из картофеля |
3 |
Кое-что из истории конфет |
Плетение пояса из фантиков |
4 |
Откуда фрукты и овощи получили свое название |
Рисование овощей и фруктов |
5 |
Каменный мед (сахар) |
Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) |
6 |
Секретное мороженое |
Составление рецепта мороженного |
7 |
Где прячутся витамины |
Поделки из овощей |
8 |
Секрет каши |
Аппликация с использованием крупы |
9 |
Когда появились первые кулинарные книги |
Составление рецепта(тема любая) |
10 |
Такая разная капуста |
Составление загадок о капусте |
11 |
Где появились арбузы |
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
12 |
Из чего делают пряники |
Лепка пряников из соленого теста |
13 |
Шоколад |
Рисование обертки шоколада |
14 |
Такой разный чай |
Заваривание чая |
|
итого |
34 |
3 класс
№ п\п |
Тема |
Практические действия или трудовые операции (примерные) |
|
Одежда |
|
1 |
Одежда наших предков |
Составление кроссворда «Одежда предков» |
2 |
Откуда взялся фартук |
Рисование и вырезание фартука из бумаги |
3 |
Зачем нужны пуговицы |
Пришивание пуговицы |
4 |
Откуда взялись шапки |
Вязание (крючком ) |
5 |
Кто придумал обувь? Секреты башмаков |
Рисование туфель (дизайн) |
6 |
История русского сарафана |
Рисование и вырезание сарафана для куклы |
7 |
Чем украшают одежду |
Изготовление аксессуаров |
8 |
С каких пор применяют носовые платки |
Изготовление носового платка из ткани |
9 |
Юбки и брюки |
Пошив брюк (или юбки) для куклы |
10 |
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда |
Плетение из ниток |
11 |
Домик для пальчиков. Варежки |
Вязание петель на спицах |
12 |
Что такое «мода» |
Аппликация |
13 |
Одежда для дома |
Рисование узора для пижамы (халата) |
|
Праздник |
|
1 |
Первые украшения |
Бусы из бумаги |
2 |
Новогодние игрушки |
Поделки из бумаги |
3 |
Почему на Пасху красят яйца |
Роспись яйца |
4 |
История воздушных шариков |
Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках |
5 |
История фейерверков |
Аппликация «Салют» |
6 |
История происхождения сувениров |
Изготовление сувенира из подручных материалов |
7 |
Широкая Масленица |
Чаепитие с блинами |
8 |
Приглашаем к столу |
Сервировка стола |
9 |
А раньше было так… |
(Тема любая) |
10 |
Бал-маскарад |
Изготовление маски |
11 |
Рождественские частушки |
Разучивание (сочинение) и исполнение частушек |
12 |
Ярмарка |
Поделки из разных материалов |
13 |
«Не красна изба углами» |
Составление рецептов пирогов |
14 |
Вкусные украшения |
Украшения для елки из конфет и фруктов |
15 |
Мишура |
Поделки из мишуры (фольги) |
16 |
Толковый словарь маркиза Этикета |
Правила этикета |
17 |
Приглашение гостей |
Конкурсы для мам и пап |
18 |
Семейные праздники |
Составление календаря семейных праздников |
19 |
Вечеринка |
Конкурсная программа |
20 |
Конкурс Золушек и Рыцарей |
Игровые конкурсы |
21 |
Мишура |
Поделки из мишуры (фольги) |
|
итого |
34 |
4 класс
№ п\п |
Тема |
Практические действия или трудовые операции (примерные) |
|
Предприятия, сооружения, здания |
|
1 |
Кто основал первый зоопарк |
Рисование зоопарка |
2 |
Как идет почта |
Экскурсия на почту |
3 |
Когда возникли музеи |
Экскурсия в музей |
4 |
Как появился фонтан |
Рисование фонтана |
5 |
А зачем нам лестницы? (метро) |
Заочная экскурсия в метрополитен |
7 |
Как возникла почтовая служба? |
Написание письма другу |
8 |
Как возникли города |
Аппликация города |
9 |
Когда люди начали строить дома |
Изготовление дома из картона |
10 |
Все на каток! |
Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке) |
11 |
Гидроэлектростанция |
Составление кроссворда на тему «Электричество» |
12 |
Каким был первый магазин |
Игра в магазин |
14 |
Кто вперед? (стадион) |
Эстафеты на стадионе (в спортзале) |
15 |
Цирк! Цирк! Цирк! |
Рисование афиши представления |
16 |
На подмостках театра |
Аппликация сцены театра |
16 |
Чудеса света |
Рисование пирамиды |
|
Транспорт |
|
1 |
Общественный транспорт |
Макет улицы из бумаги, картона, других материалов |
2 |
Кто придумал велосипед |
Езда на велосипеде |
3 |
Кто создал автомобиль |
Сборка машины из деталей конструктора |
4 |
Кто изобрел самолет |
Конструирование самолета из деталей конструктора |
5 |
Луноход |
Рисование лунохода |
6 |
Лайнер. Пароход |
Оригами. Кораблик |
7 |
Железнодорожный транспорт |
Рисование поезда |
8 |
Уборочные машины |
Конструктор. Уборочная машина |
9 |
Специальные машины. Машина «Скорой помощи» |
Оказание первой помощи |
|
Полезные изобретения |
|
1 |
Флюгер |
Изготовление флюгера |
2 |
История спичек |
Поделки из спичек |
3 |
Когда был изобретен зонтик |
Рисование узора для зонтика |
4 |
История происхождения денег |
Составление коллекции монет |
5 |
Как был изобретен телефон |
Придумывание и рисование новой модели телефона |
6 |
Светофор. Дорожные знаки |
Макет светофора |
7 |
Окно в подводный мир (аквариум) |
Изонить «Рыбки» |
8 |
Упаковочные материалы |
Поделки из целлофана, пластика, картона. |
9 |
Компьютер и Интернет |
Работа на компьютере (тема «Интернет») |
|
итого |
34 |