Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 2677 Методическая разработка на тему : "Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество"

Опубликовано 14.06.2017

Горбунова Тамара Викторовна
МБДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьск
воспитатель
Методическая разработка на тему : "Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество"

 

 

                 В наши дни, когда по мнению ученых, мир находится на грани экологической катастрофы - экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди, от которых будет зависеть ее судьба. И мы, дошкольные работники, закладываем первые основы экологического сознания, которое является неотъемлемой частью общей культуры человека. Именно поэтому педагоги нашего ДОУ выбрали приоритетным направлением работы – экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

               Дошкольный период  - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно здесь происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Важнейшим условием для познания детьми социальной действительности в этот период является игровая деятельность.

                 Игровая деятельность  одновременно является и условием, и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира,  усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. А экологические игры являются средством для развития экологического сознания ребенка, которые формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.

                Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой действительности. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, то, от чего зависят мысли, чувства, поведение детей, их отношение друг к другу.

          Игры с экологическим содержанием раскрывают большие возможности в социализации детей в общество. Эти игры позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действует активно. Именно в искренности переживаний ребенка заключена сила воспитательного воздействия игры.

            Проводя социализацию через формирование экологической культуры дошкольников, педагоги ДОУ широко используют разнообразные игры и игровые ситуации с экологическим содержанием. В процессе этого у детей уточняются, закрепляются, расширяются имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Кроме того, у них  развивается память, внимание, наблюдательность, активизируются разнообразные умственные процессы, обогащается словарь, дети получают возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

              Большое воспитательное значение в процессе социализации имеют сюжетно – ролевые игры. Предлагая детям сюжет игры, педагог преследует несколько целей: закрепление правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности с оцениванием результатов своих действий по отношению к окружающей среде. Ролевые игры учат сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из различных экологических ситуаций. Традиционно проводимые  в детских садах игры: «Семья», «Больница», «Почта», «Парикмахерская», «Магазин» и т.д. не охватывают всех аспектов экологического воспитания. Поэтому педагогами нашего ДОУ был разработан цикл сюжетно-ролевых игр экологического содержания направленного на социализацию детей в общество. Предлагаемый педагогом необычный сюжет игры, заведомо создает желание у детей к моделированию разнообразных игровых ситуаций в данном случае с экологической тематикой. Это такие игры как: «На рыбалку», «В лес всей семьей», «Отдохнем у костра», «В зоопарке», «Мы защитники природы», «Зеленый патруль», «Экспедиция», «Грин пиз»,  и т.п. В процессе этих игр дети реализуют себя как полноправные члены современного общества, знающие свои права и обязанности и понимающие значимость и последствия для окружающего мира, неправильного поведения человека  в природе.

            Не меньший интерес у детей вызывают игры-превращения, которые очень любят наши дети. Педагоги используют это для воспитания эмоционального отношения к природе, формирования уважительного отношения к ее представителям, восприятию их как равных человеку. Предлагаем детям «превратиться» в капельку дождя или зайчонка, деревце или кузнечика, и вести себя как они, чувствовать как они, размышлять их мыслями. Все эти превращения помогают на более доступном уровне понять ребенку явления, происходящие в природе, проникнуться сочувствием к животному, растительному миру. Этот вид игр мы используем в различных видах деятельности: на занятиях (музыкальных, физкультурных, изо-деятельности и т.д.), при ознакомлении с художественными произведениями, на прогулке, в театрализованной деятельности, при проведении развлечений, утренников, при привитии детям культурно-гигиенических навыков т.п.)

                      Ежегодно в нашем ДОУ проходят презентации дидактических игр с экологическим содержанием так как через них дети получают дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношении человека с природой дети получают в дидактических играх, которые можно разделить на две группы: игры расширяющие предметные представления о природе (разнообразные зоологические и ботанические лото, «Что где растет?», «Кто где живет и др.?» и др.; и игры нравственной направленности, раскрывающие принципы взаимодействия с природой («Красная книга», «Как избежать неприятности на природе, в быту?», «Береги живое», «Аскорбинка и ее друзья», «Помоги природе»,  «Плохо – хорошо» и т.п. Данные игры имеют различное содержание, что помогает педагогам использовать один и тот же комплект для объяснения разных тем,  которые можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя, с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Такие игры проводятся на занятиях, прогулках, в часы досуга. Дети с удовольствием играют в игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи, камешки, перья и т.д.). Это такие игры как: «Вершки и корешки», «С какого дерева листочек?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди похожий», «Детки на ветке»,  и т.д.

Для совершенствования информационно-методического обеспечения игровой деятельности детей, с целью эколого-ориентированного повышения квалификации педагогов в ДОУ регулярно проводятся семинары – практикумы по темам «Роль дидактической игры в экологическом развитии детей», «Игра, как средство социализации дошкольников», «Сюжетно-ролевые игры  с экологическим содержанием» и т.п.

                          Положительным результатом работы  по развитию экологического сознания дошкольников  является  самостоятельная организация игр детьми, носящая творческий характер. В них ребята отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность этих игр в том, что они организуются и проводятся по инициативе самих детей.

     Для того, чтобы показать детям значение экологических знаний, дать возможность на практике применить их , обменяться опытом и сравнить свои возможности с возможностями других детей, в ДОУ проводятся такие игровые формы как «Экологический музей», «Проект экологического дома, района, города», КВН, брейн-ринг, пресс-конференции, экологические викторины и др., которые всегда вызывают огромный интерес у детей. Главным условием организации и проведения данных игр, является тщательно продуманное содержание, соответствующее возрасту детей. Мы готовим вопросы, которые для детей интересны, неожиданны не только по содержанию, но и по форме, развивающие мышление и чувство юмора.  Очень часто в таких мероприятиях принимают участие  родители, и мы не без удовольствия наблюдали с каким неподдельным интересом и радостью в глазах они  становятся объектами игры, особенно в играх превращениях,  как стремятся показать свои знания и радуются вместе с детьми победам и успехам. Это взаимодействие всех членов воспитательно-образовательного процесса помогает нам показать значимость экологических знаний при реализации человека в окружающем мире, а это в свою очередь, привлекает родителей к сотрудничеству по экологизации предметно-пространственной среды группы, ДОУ. Побуждает их к помощи в обеспечении образовательного процесса методическими материалами, необходимыми, прежде всего для самого главного вида деятельности детей дошкольного возраста – игры.

   Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений педагог создает зону совместных эмоциональных переживаний. Только в этом случае у дошкольника могут быть развиты, наблюдательность, «экологическая зоркость», преодолена «эстетическая глухота», т.е. неспособность, неумение замечать прекрасное в природе и адекватно реагировать на него. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и  ее понимание, познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений  между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и ее охране.