Конспект занятия в младшей группе «Источник жизни»
Подготовила: Воспитатель младшей группы
МБДОУ № 41 г. Мурманска
Курганова Анастасия Нурмамбетовна
Пояснительная записка: Для малышей игры с водой позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста. Вода – это источник жизни. Очень важно, чтобы дети с ранних лет знали о пользе воды, что ее надо беречь. Объяснить детям, что без воды не было бы жизни на земле. Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Цель занятия:
Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого.
Программные задачи:
1. Образовательные задачи.
Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).
Сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, растений и всего живого.
2. Коррекционные задачи.
Развить зрительно-двигательную координацию, память, внимание.
3. Воспитательные задачи.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
4. Развивающие задачи.
Совершенствовать навыки наблюдения и экспериментирования.
Материал: стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, сахар кусковой, ложка, стаканчики с теплой и холодной водой, краски, кисточка, перо, камешек, картинки с изображением воды, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: наблюдение за лужами, дождём, наблюдение за растениями, за работой няни, чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», потешек о воде, игры с водой, дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто живет в воде?».
Участники: воспитатель и 8 детей младшей группы.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас очень необычное и интересное занятие. Посмотрите, у нас на стенде висят картины. Что изображено на картинах? На каждой картине мы видим воду. Сегодня мы с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека и всего живого.
Ребята, а скажите мне, как вы думаете, для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети: высказывают мнения.
Воспитатель: Человек использует воду. Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается. Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Для многих животных вода - дом, без которого они не могут жить.
Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь. Посмотрите - это родничок. Родничок маленький, он вытекает из-под земли. А из родничка течет ручеек веселый. Давайте поиграем с вами в ручейки.
Подвижная игра «Ручейки».
Воспитатель: течет ручеек и попадает в речку. Речка сначала маленькая, а потом становится все больше и больше. Река впадает в море. Море очень большое, волны бьются о берег. Послушайте музыку. (Играет музыка).
Пока мы с вами играли, вам наверняка захотелось пить, подойдите к столу, посмотрите вот вода, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: А сейчас проведем опыт, возьмем стаканчики и опустим по куску сахара, размешаем ложкой. А теперь попробуйте воду и скажите мне, какая она стала на вкус? (Ответы детей) Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей). Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменять цвет? (Ответы детей). А давайте проверим. Берите стаканы с водой и добавляйте краски любого цвета на ваш выбор. Посмотрите, что у нас получилось. Вода поменяла цвет.
Воспитатель: А теперь давайте проведем эксперимент с пером и камешком. Как вы думаете, что произойдет, если мы их опустим в стаканы с водой? (Ответы детей) а легкое остается на поверхности воды.
Воспитатель: Все правильно ребята, тяжелое опускается на дно,
Воспитатель: Ребята мы с Вами узнали, что вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле. Узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Увидели с вами, что тонет в воде, а что остается на поверхности. На следующем занятии мы проведем другие интересные опыты с водой. А на сегодня у нас все. Вы хорошо потрудились сегодня, вы большие молодцы. Хочу напомнить вам, помните, воду надо беречь.
Результат занятия: Малыши остались очень довольны сегодняшней экспериментальной деятельностью. Считаю, что именно такой способ проведения занятий, вовлекает детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Вывод: Дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования