УДК 373.24
С.Н. Никулина
Воспитатель
МБДОУ МО «Кошехабльский район» Детский сад № 13
с. Вольное, Республика Адыгея, Российская Федерация
АРТ – ТЕРАПИЯ – КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД
СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственное развитие происходит на всем протяжении формирования личности, но наиболее интенсивно этот процесс осуществляется в детском возрасте, поскольку именно в раннем возрасте ребенок усваивает основы нравственных норм, идеалов и ценностей. Среди многообразия воспитательных средств определенный интерес вызывают возможности использования средств искусства в нравственном воспитании детей, получивших название арт - педагогики. Поскольку воспитательное влияние произведений искусства на ребенка обусловлено их нравственным потенциалом, средства арт - педагогики наиболее эффективно влияют на формирующуюся эмоциональную сферу ребенка и развитие его нравственных качеств.
Арт-терапия в учреждениях образования - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Арт – терапия в современном мире является самостоятельным направлением и заняло свое место на пересечении психологии, педагогики, медицины и искусства сравнительно недавно. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:
- Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
- Во-вторых, продукт творчества ребенка дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
- В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах [2, с. 48].
Этот метод обладает широкими возможностями в коррекционной и развивающей работе с дошкольниками. Использование разных технологий арт-терапии в работе с дошкольниками является эффективным способом развития мелкой моторики. Это оказывает непосредственное влияние на развитие мышления, так как «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Арт – терапию можно использовать как основной метод, а также в качестве вспомогательного метода. Методы арт–терапии в работе с детьми доступны, эффективны и гармонично вписываются в разнообразные виды деятельности дошкольников.
Функциями Арт-терапии являются:
1. Катарсическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная - обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки [1, с. 24].
Анализируя это, можно сделать вывод о «мягкости» арттерапевтических методов. Важно отметить, что арт-терапия и является универсальным методом психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность ребенка.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
- изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
- имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
- коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
- игровая терапия и т. д.
Существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. На мой взгляд, наибольший интерес представляет интегративная модель арт-терапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.
В психокоррекционной практике Арт-терапия психологами рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития.
Сущность Арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в:
- реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности;
- актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности;
- создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении;
- актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.
Использование разных видов арт-терапи и их интеграция наиболее эффективно развивает мышление детей. Исследователями (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Ю. Т. Матасовым и др.) выяснено, что мышление прочно связано с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. Иначе говоря, человек получает информацию об окружающей действительности благодаря таким психическим процессам, как ощущение, восприятие. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка. Очень важным в психическом развитие детей является формирование мышления. Именно в этот период развиваются не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и начинают закладываться основы логического мышления.
Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы артпедагогики. Рассмотрев педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном и образовательном процессе, мы пришли к выводу, что для получения положительного результата необходимым являются как практические (материально-техническое обеспечение, квалифицированные педагоги), так и теоретические. Арт-терапия очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Применение арттерапевтических технологий важно и нужно в работе с дошкольниками.
Педагоги МБДОУ МО «Кошехабльский район» Детский сад № 13 в своей работе активно используют элементы:
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах. Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия, начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства.
Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Песочная терапия, где увлекательные упражнения и игры позволяют ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и избавиться от страхов, комплексов и эмоционального напряжения, развивают как мелкую моторику, так и сенсорику. Песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.
Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Терапия водой. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой - один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
Игротерапия помогает преодолеть психологические и социальные трудности, которые препятствуют личностному развитию. С помощью игрушек ребенок моделирует разные ситуации (страхи, желания), проецирует свои мысли и чувства. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.
Арт-терапия - относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Список использованной литературы
1. Белозорова, Л.А. Влияние арт-терапии на психологическое здоровье личности /Л.А. Белозорова, О.Н. Бондарева, О.Н. Князева // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2010. − № 4(29). – С. 22 – 26.
2. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия как средство социокультурного становления личности / Т.Ю. Киселева // Социокультурные проблемы современного человека: материалы международной научно-практической конференции / под ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – Ч.III. – С.47-52.
© C.Н. Никулина, 2017год