Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3413 "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опубликовано 29.12.2017

Сухова Ольга Александровна

МБДОУ " Детский сад № 134",

г. Дзержинск, Нижегородская область

воспитатель

 

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Ранний возраст – это период интенсивного развития активной речи детей, которая является основным средством общения с окружающими. Развитию речи способствуют дидактические игры. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, учат наблюдать и выделять характерные признаки предметов : величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Я как педагог для развития речи детей использую следующие дидактические игры :

Чудесный мешочек

Цель : Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В непрозрачный мешочек кладу предметы разной формы, величины, фактуры. Предлагаю детям на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 

Громко-тихо

Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки.

Ход: показываю детям двух собачек и говорю: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (дети повторяют громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (дети повторяют тихо)».

Во дворе

 

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: игрушечные петушок, курица, кошка, собака, корова.

Ход: выразительно читаю стихотворение и показываю соответствующие игрушки :

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

 

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, задаю ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

 

Родителям я рекомендую проводить такие игры:

 

Принеси игрушку

Данная игра способствует развитию умения находить предмет по слову взрослого, активизации речи, звукоподражания.

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка).

Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Попросите ребенка принести, например, машинку. Если он ошибется, укажите на нужный предмет. Затем спросите, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.

Часы тикают

Игра развивает звукопроизношение, голосовой аппарат. Помогает закрепить правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Способствует выработке умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Оборудование: Большие и маленькие часы.

Ход: Показывает ребенку часы и говорите: «Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (ребенок отвечает). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносите громко) «тик-так», а маленькие - тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносите в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие - быстро (произносите в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть).

Идите с нами играть

Цель данной дидактической игры- вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

 Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.