Сухова Ольга Александровна
МБДОУ " Детский сад № 134",
г. Дзержинск, Нижегородская область
воспитатель
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Ранний возраст – это период интенсивного развития активной речи детей, которая является основным средством общения с окружающими. Развитию речи способствуют дидактические игры. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, учат наблюдать и выделять характерные признаки предметов : величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Я как педагог для развития речи детей использую следующие дидактические игры :
Чудесный мешочек
Цель : Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
В непрозрачный мешочек кладу предметы разной формы, величины, фактуры. Предлагаю детям на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Громко-тихо
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки.
Ход: показываю детям двух собачек и говорю: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (дети повторяют громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (дети повторяют тихо)».
Во дворе
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: игрушечные петушок, курица, кошка, собака, корова.
Ход: выразительно читаю стихотворение и показываю соответствующие игрушки :
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, задаю ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
Родителям я рекомендую проводить такие игры:
Принеси игрушку
Данная игра способствует развитию умения находить предмет по слову взрослого, активизации речи, звукоподражания.
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Попросите ребенка принести, например, машинку. Если он ошибется, укажите на нужный предмет. Затем спросите, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Часы тикают
Игра развивает звукопроизношение, голосовой аппарат. Помогает закрепить правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Способствует выработке умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы.
Ход: Показывает ребенку часы и говорите: «Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (ребенок отвечает). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносите громко) «тик-так», а маленькие - тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносите в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие - быстро (произносите в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть).
Идите с нами играть
Цель данной дидактической игры- вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.