Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство! (подробнее).

№ 3406 "Просветительное направление взаимодействия ДОУ и семьи как фактор позитивного гармоничного развития ребенка"

Опубликовано 28.12.2017

Халиманова Эльфира  Маратовна
Кемеровская обл. г. Новокузнецк, МБ ДОУ "Детский сад № 256"
Старший воспитатель


"Просветительное направление взаимодействия ДОУ и семьи как фактор позитивного гармоничного развития ребенка"

СКАЧАТЬ (презентация)

 

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объедены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной  компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Главная задача ДОУ  в работе с семьей –обеспечить полноценное взаимодействие с родителями  воспитанника, построенное на принципах совместной деятельности и предусмотреть координацию педагогического взаимодействия на ребенка, при этом целью семейного воспитания, так же как и общественного  дошкольного  должно быть развитие личности ребенка. Родители и  педагоги ДОУ объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что в свою очередь , стимулирует развитие его основных способностей , умение общаться со сверстниками и гарантирует успешную подготовку к обучению в школе.

Вся система работы в ДОУ направлена на активное взаимодействие с семьями воспитанников . Главный момент в контексте  «Дошкольное учреждение-семья»- личностное взаимодействие педагогов и  родителей в процессе воспитания  и развития ребёнка.

.Традиционно ,выделяют следующие  направления взаимодействия ДОУ  с семьей :

  • Изучение семьи (потребности родителей в образовательных услугах)

 и установление  контактов с ее членами ;

  • Психолого-педагогическое  просвещение родителей с целью повышения педагогической компетентности;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами;
  • Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

 

Сегодня , мы бы хотели поговорить о просветительском  направлении .

Необходимость работы по просвещению родителей основывается на:

  • Потребности  родителей в поддержке воспитания ребенка;
  • Праве ребенка на педагогически образованных родителей;
  • Стремление  общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем;

Следовательно, просвещение родителей необходимо , с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания и развития ребенка, с другой- для здоровья самого общества  и самое  важное -это обеспечение права ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.

Планируя  психолого – педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:

  • Обеспечить поддержку  родителям   в воспитании и развитии ребенка;
  • Предотвратить отрицательное    влияние семьи на ребенка;
  • Транслировать положительный опыт  семейного воспитания: выявлять и поддерживать воспитательный потенциал семьи.

Организация психолого – педагогического просвещения родителей  требует от педагогов умения  построения оптимального педагогического общения:

  • Проявление искреннего интереса к проблемам родителей;
  • умения выслушать;
  • проявление доброжелательности;
  • концентрация на интересе родителей и на том, что они ценят  выше всего;
  • умение дать родителям почувствовать их значительность, проявление уважения к их мнению.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы как н-р: «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ, тренинговые занятия помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях и находить оптимальные решения.При обсуждении педагогических проблем не стоит давать готовых ответов, нужно строить обсуждении так, чтобы способствовать развитию «педагогической рефлексии»- умению анализировать собстсвенную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок или успехов.

Готовясь к взаимодействию с родителями по данному направлению, требуется четко продумать формы и методы работы, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни ребенка в ДОУ.

Все  традиционные формы работы  по психолого-педагогическому просвещению родителей подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ

 

                   
   
   

коллективные

 
 

наглядно-информацион-

ные

 
 
 
   

Информационные уголки для родителей;

Информационные листки;

Памятки для родителей;

Выставки книг, газет, журналов;

Выставки детских работ;

Папки-передвижки;

Папки-ширмы;

Родительская газета.

 

 

 
   

Групповое родительское собрание(лекция, дискуссия, ролевая игра и др.);

Родительская конференция(семинар);

День открытых дверей;

Клубы( мам, отцов, бабушек);

Родительские тренинги;

Конкурсы;

Вечера вопросов и ответов и др.;

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяется кругом их проблем.

Беседа воспитателя с родителями- наиболее доступнаяформа общения родителей с педагогами, цель беседы-обмен  мнениями потому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по какому-либо вопрсу, оказание родителям своевременной помощи. Беседы должны отвечать определённым требованиям:

  • быть конкретными и содержательными;
  • нести родителям новые знания по вопросам воспитания и обучения детей, пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание ребенка.

Индивидуальные тематические консультации – Они помогают содной стороны , ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она  больше всего нужна, с другой- побуждает родителей серьезно задумываться и присматриваться к своему ребенку .Консультация предполагает выполнение определенных требований:

  • рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенноси ребенка;
  • каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, актуальное, расширять их педагогические знания;
  • прежде чем, что-либо посоветовать родителям, педагог должен основательно подготовиться( почитать литературу, найти примеры из практики и др.).

Лекция – это форма просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания и обучения. Лучший лектор – сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений,  условия их протекания, механизм поведения ребенка.

 

Конференция -  форма просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции  могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекают внимание родительской и педагогической общественности.

 

Практикум , мастер-классы– форма просвещения,  выработки у родителей педагогических  практических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей –воспитателей. В ходе  практикума предлагается найти выход из какой – либо ситуации, получить практические навыки.

 

Дискуссия – одна из наиболее интересных форм просветительного направления.  Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем,  способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления.

 

Родительские тренинги( тренинговые игровые упражнения, ролевые игры) помогают родителям выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать наиболее удачные формы общения с ним , обращения. Родитель, вовлеченный в игровой тренинг , начинает постигать новые истины, начинает общение с ребенком.

 

Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникаю в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними

Родительский клуб  могут быть различной тематике. Цель клубов -является увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория, чтобы дать молодым мама и папам не только теоретические  знания, но и научить их применять эти знания на практике. Общение в клубе позволяет не только высказать каждому участнику свое мнение, но и   быть услышанным,  сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

. Еще одна группа форм  традиционно-просветительской работы с родителями-это наглядно-информационная.

Информационные уголки для родителей;

Информационные листки;

Памятки для родителей;

Выставки книг, газет, журналов;

Выставки детских работ;

Папки-передвижки;

Папки-ширмы;

Родительская газета.

 

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть вполне эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной  системы. От того как будет налажено взаимодействие ДОУ и семьи  будет  во многом зависеть будущее  ребенка. Главным в этом взаимодействии должна быть атмосфера доверия, уважения, добра и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов, способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!