Халиманова Эльфира Маратовна
Кемеровская обл. г. Новокузнецк, МБ ДОУ "Детский сад № 256"
Старший воспитатель
"Просветительное направление взаимодействия ДОУ и семьи как фактор позитивного гармоничного развития ребенка"
СКАЧАТЬ (презентация)
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объедены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Главная задача ДОУ в работе с семьей –обеспечить полноценное взаимодействие с родителями воспитанника, построенное на принципах совместной деятельности и предусмотреть координацию педагогического взаимодействия на ребенка, при этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного должно быть развитие личности ребенка. Родители и педагоги ДОУ объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что в свою очередь , стимулирует развитие его основных способностей , умение общаться со сверстниками и гарантирует успешную подготовку к обучению в школе.
Вся система работы в ДОУ направлена на активное взаимодействие с семьями воспитанников . Главный момент в контексте «Дошкольное учреждение-семья»- личностное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания и развития ребёнка.
.Традиционно ,выделяют следующие направления взаимодействия ДОУ с семьей :
- Изучение семьи (потребности родителей в образовательных услугах)
и установление контактов с ее членами ;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогической компетентности;
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами;
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Сегодня , мы бы хотели поговорить о просветительском направлении .
Необходимость работы по просвещению родителей основывается на:
- Потребности родителей в поддержке воспитания ребенка;
- Праве ребенка на педагогически образованных родителей;
- Стремление общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем;
Следовательно, просвещение родителей необходимо , с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания и развития ребенка, с другой- для здоровья самого общества и самое важное -это обеспечение права ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.
Планируя психолого – педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:
- Обеспечить поддержку родителям в воспитании и развитии ребенка;
- Предотвратить отрицательное влияние семьи на ребенка;
- Транслировать положительный опыт семейного воспитания: выявлять и поддерживать воспитательный потенциал семьи.
Организация психолого – педагогического просвещения родителей требует от педагогов умения построения оптимального педагогического общения:
- Проявление искреннего интереса к проблемам родителей;
- умения выслушать;
- проявление доброжелательности;
- концентрация на интересе родителей и на том, что они ценят выше всего;
- умение дать родителям почувствовать их значительность, проявление уважения к их мнению.
Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы как н-р: «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ, тренинговые занятия помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях и находить оптимальные решения.При обсуждении педагогических проблем не стоит давать готовых ответов, нужно строить обсуждении так, чтобы способствовать развитию «педагогической рефлексии»- умению анализировать собстсвенную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок или успехов.
Готовясь к взаимодействию с родителями по данному направлению, требуется четко продумать формы и методы работы, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни ребенка в ДОУ.
Все традиционные формы работы по психолого-педагогическому просвещению родителей подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.
ФОРМЫ РАБОТЫ
|
|
|||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяется кругом их проблем.
Беседа воспитателя с родителями- наиболее доступнаяформа общения родителей с педагогами, цель беседы-обмен мнениями потому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по какому-либо вопрсу, оказание родителям своевременной помощи. Беседы должны отвечать определённым требованиям:
- быть конкретными и содержательными;
- нести родителям новые знания по вопросам воспитания и обучения детей, пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
- повышать чувство ответственности за воспитание ребенка.
Индивидуальные тематические консультации – Они помогают содной стороны , ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой- побуждает родителей серьезно задумываться и присматриваться к своему ребенку .Консультация предполагает выполнение определенных требований:
- рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенноси ребенка;
- каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, актуальное, расширять их педагогические знания;
- прежде чем, что-либо посоветовать родителям, педагог должен основательно подготовиться( почитать литературу, найти примеры из практики и др.).
Лекция – это форма просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания и обучения. Лучший лектор – сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка.
Конференция - форма просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекают внимание родительской и педагогической общественности.
Практикум , мастер-классы– форма просвещения, выработки у родителей педагогических практических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей –воспитателей. В ходе практикума предлагается найти выход из какой – либо ситуации, получить практические навыки.
Дискуссия – одна из наиболее интересных форм просветительного направления. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления.
Родительские тренинги( тренинговые игровые упражнения, ролевые игры) помогают родителям выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать наиболее удачные формы общения с ним , обращения. Родитель, вовлеченный в игровой тренинг , начинает постигать новые истины, начинает общение с ребенком.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникаю в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними
Родительский клуб могут быть различной тематике. Цель клубов -является увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория, чтобы дать молодым мама и папам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Общение в клубе позволяет не только высказать каждому участнику свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
. Еще одна группа форм традиционно-просветительской работы с родителями-это наглядно-информационная.
Информационные уголки для родителей;
Информационные листки;
Памятки для родителей;
Выставки книг, газет, журналов;
Выставки детских работ;
Папки-передвижки;
Папки-ширмы;
Родительская газета.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть вполне эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. От того как будет налажено взаимодействие ДОУ и семьи будет во многом зависеть будущее ребенка. Главным в этом взаимодействии должна быть атмосфера доверия, уважения, добра и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов, способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!