МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35
Конспект занятия по математике
Тема: «Путешествие по морю»
(старшая группа)
Чикина Юлия Ивановна
воспитатель гр. №4
«Детский сад №35»
г. Саров
Программное содержание:
Упражнять в счёте в пределах 10.
Закрепить знания о последовательности дней недели.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, использование логических игр, решение конструктивных задач, индивидуальная работа.
Демонстрационный материал: «телеграмма», телефон, цветы, иллюстрация с изображением замка, схемы, цифры.
Раздаточный материал: Игра «Танграм», счетные палочки, палочки Кюизенера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в групповую комнату. Приветствуют приглашенных гостей.
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математика»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея!»
Воспитатель: Проведем разминку.
Воспитатель: Если стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Дети: Уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: Короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание? Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать..
По синей скатерке
Плывет Егорка -
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
Ходит город-великан
На работу в океан.
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?
Дети: Корабль.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте мы с вами построим корабль из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах. Посмотрите на картинку, скажите пожалуйста из каких геометрических фигур можно построить корабль.
Дети называют геометрические фигуры.
– Сколько больших треугольников? (2)
- Сколько поменьше треугольников? (1)
– Сколько маленьких треугольников? (3)
- Сколько четырехугольников? (2)
Ребята, а корабль можно построить не только из геометрических фигур, но и из счетных палочек. Давайте девочки будут строить из игры «Танграм», а мальчики из счетных палочек.
Приступайте к строительству.
Дети работают за столами. По заданному контуру конструируют из геометрических фигур корабль.
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.
Никита, посчитай пожалуйста сколько палочек ты использовал, чтобы построить корабль?
Ребята, у вас на столах лежат цветные палочки Кюизенера, а кто помнит, какой палочке соответствует цифра 10. (оранжевой).
А какой палочке соответствует цифра 1. (белой)
А давайте мы с вами посмотрим, из скольки единиц состоит цифра 10. Выложите около оранжевой палочке столько белых палочек сколько уместиться.
Сколько уместилось палочек? (10).
Ребята из скольки единиц состоит цифра 10.
Воспитатель: Молодцы. Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт в обратном порядке от 10 до 1. Считаем все вместе.
Воспитатель: Молодцы. ребята.
Воспитатель: И вот мы уже с вами в море.
Раздаётся телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.
Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно:
«Наш корабль сел на мель
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели».
– Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.
Дети повторяют сообщение.
Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше.
– Ой, а на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:
– Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
– Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)
– Какой день недели сегодня?
– Какой день недели был вчера?
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Физкультминутка.
- Давайте мы с вами построим дни недели по порядку.
- Давайте мы с вами вспомним какие дни недели бывают?
Игра "Неделька, стройся!"
Дети получают таблички с цифрами. По команде: “Неделька, стройся!” дети строятся по порядку. Проверка построения проверяется по стихотворению М. Погарского.
Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься в ней.
Первый день по всем неделькам,
Назовется понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день–
Носит шапку набекрень.
Пятый – пятница – сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
А последний – воскресенье –
Назначаем днём веселья.
Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо сбросить якорь.
Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики перебираем
И цепочку получаем».
Воспитатель: На острове растут необыкновенные цветы. На каждом цветке – задание – загадки Феи.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:
1. У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (один)
2. - Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
- Два. Но дедушке дадим
И останется: (один)
3. Бросил палку кверху Мишка:
- Падай, с ели в шапку шишка!
Шишка хлоп по голове.
Сразу шишек тало: (две)
4. Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а : (три)
Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи не простое. Давным-давно злой волшебник заколдовал вот этот замок. А у Феи не такой силы. чтобы расколдовать этот замок, и она просит вас помочь. Нужно найти ключик. А ключик спрятан вот в этих геометрических фигурах.
Ребята, давайте поможем Фее.
Да-нетка с блоками Дьенеша.
Молодцы ребята. Теперь Фея сможет открыть замок и выпустить от туда жителей замка.
Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием Феи. Фея Вас благодарит, за то что справились с ее заданиями, помогли ей отыскать ключик и угощает Вас волшебными витаминами.
Воспитатель: А нам пора в детский сад. Закройте глаза. И все вместе считаем от 10 до 1.
– Вот и закончилось наше путешествие.
- Что вам ребята понравилось больше всего?
– Кто считает, что он занимался хорошо?
- Что было трудно?
– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными.